Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Страшные восковые персоны

Вчера показывала фальшивую статую Леонардо да Винчи из воска, сегодня давайте посмотрим, как выглядело искусство лепки из воска до того, как Мадам Тюссо сделала из этого реальный бизнес, а ее последователи довели его до совершенства, создавая идеальных "джоли" и "питтов".

В более ранний период искусство "восковых персон" не было таким натуроподобным, поэтому в работах этого периода как-то больше милоты.

«Проклятая душа», в манере Гаэтано Джулио Зумбо, Италия, ок. 1670-1700.


Профильные раскрашенные портреты из воска были популярны в эпоху Ренессанса и позже.

Antonio Abondio. Портрет Генриха III Французского. 1590-е. Офигеть, что оно сохранилось.


Воск -- это наиболее удачный материал для того, чтобы изображать человеческую кожу: он имеет тонкий цвет, а его поверхность будто дышит.
Но при этом он и крайне хрупкий и трудно сохраняемый. Не только потому, что его легко повредить физическими ударами, он тает и пачкается.

Но и из-за его ценности: например, вот этот бюст выполнен из 50 килограммов первоклассного воска, и только везение спасло его того, чтобы быть перелитым в такие полезные и ценные для любой церкви свечечки.

Анна Бруггмайр в монастыре Кауфбойрен-Крешентия, 1778 год


Его легко раскрашивать, в отличие от других материалов скульптуры (мрамор или бронза). А человек имеет огромную склонность делать скульптуры все-таки цветными, поэтому фарфоровые статуэтки и куклы так популярны.

При этом все "настоящие" скульпторы умели работать в воском, потому что модели из него были необходимы как предварительная стадия при изготовления бронзовых. Но лишь малое число из скульпторов решали остаться только с этим материалом.

Религиозные статуи делались из воска и по той причине, что на Западе воск считался священным материалом. Пчелы считались символом Девы Марии, поскольку до нормальной науки биология люди верили, что пчелы размножаются бесполовым (ну, то есть непорочным) способом.

Рельеф Девы Марии, сер. 18 века


Изображения умерших из воска ставились над их могилами. Либо же это могло быть вотивное (жертвенное) изображение от живого человека.

Покойная Сара Хэа, 1774 год. Holy Trinity church in Stow Bardolph


В храм могли пожертвовать восковую руку или ногу -- то, что выздоровело благодаря молитвам.



Из воска традиционно делались рождественские вертепы.

Германия, 1850-е


Еще воск ассоциировался со смертью.
Его постоянно использовались для изображения различных стадий омертвения и разложения.

Gaetano Giulio Zumbo. "Чума". 1690



Куда же без аллегорий.

Группа из четырех цветных восковых рельефов, возможно, итальянца Джованни Бернардино Аццолино, вероятно, 1620-е годы. Душа при смерти; Душа в Чистилище; Благословенная Душа; Проклятая душа.



С помощью воска легко снимать посмертные маски, по которым очень удобно делать потом скульптурные портреты.

Как вы понимаете, вотивные надгробные портреты из церквей были более ранними. Позже появились самостоятельные портреты, для светской жизни, интерьеров. Это справедливо и для воска, и для масляной живописи, и для икон-парсун.
В 18 веке стало модным делать восковые бюсты и наряжать их в подлинную одежду. У нас был такой "Петр Великий" и "Потемкин".

Бюст Гайдна. Ок. 1800


Предполагаемый автопортрет Филиппа Курция


Долгие века, до середины ХХ столетия, из воска делали муляжи для обучения врачей, части тела и внутренности.

Анатомическая модель 18 века


Осторожно, под катом весьма неаппетитная скульптура.
[Spoiler (click to open)]
Женщина со вскрытым животом (около 1785 года) является частью знаменитой анатомической коллекции императора Иосифа II в Вене, которую он создал для подготовки военных врачей.




А вот восковые муляжи более приятные глазу, которые изготавливались ботаниками.

Museo di storia naturale (Florence) (тут больше снимков)



Из того же музея -- восковые модели плодов и семян, тщательно раскрашенные в соответствии с натурой.



Также восковые фрукты и цветы использовали для украшения интерьеров -- выходило дешевле, чем все время свежие по дворцу расставлять. Это было популярно в викторианскую эпоху.

1.jpg


Традиция изготовления фруктов из воска сохранилась очень долго. Не знаю, как сейчас, но когда я училась в школе в девяностых, нам на занятиях натюрморты ставили именно из муляжей фруктов из воска. Пластмассовых, во-первых, из Китая еще не завозили, ну и во-вторых, задача была передать фактуру именно мягкую, которую воск воспроизводил.

Впрочем, делали и просто интерьерные вещи, для красоты.

Clemente Susini, 1790


В России такое тоже появилось, но позже, под влиянием Запада потому что мы не такие некрофилы.

Федор Толстой. Автопортрет с семьей. 1812. Воск на стекле. ГТГ


Федор Толстой. Пир женихов Пенелопы. 1814. Воск на аспидном сланце. ГТГ


Его знаменитые медальоны есть и в восковом варианте.




Sources: (1), (2), (3), (4)

Ранее по теме:

Tags: барокко, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “скульптура” Tag