Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Лучшие книги 2018 года про театр



Была тут в Театральном музее им. А. Бахрушина, где на очень вкусном пресс-завтраке (спасибо!) директор музея Дмитрий Родионов рассказал о том, какие книги о театре, изданные в этом году, по мнению музея являются лучшими.

Это совсем свежие воспоминания Аллы Демидовой, Ширвиндта, ЖЗЛ об Образцове, Дневники Матильды и Иосифа Кшесинских и очень многое другое.

Вернее, не по мнению музея, а с точки зрения проводимой музеем премии "Театральный роман".

Вот список номинантов  2018 года

1. Абдуллаева З.К., Васильев А.А. Parautopia. М: Ад Маргинем, 2016. — 368 с.




Книга диалогов - А.В./З.А. - "Параутопия" выросла из интервью и бесед выдающегося русского режиссера и теоретика театра Анатолия Васильева с киноведом и кинокритиком Зарой Абдулаевой. Часть ее составляют статьи, совместно подготовленные и опубликованные в журнале "Искусство кино". Другая часть - это авторские тексты Анатолия Васильева и Зары Абдулаевой. Эта публикация - уникальное событие для всей российской читающей публики, в каком-то смысле это "портрет художника в рамке эпохи": в книгу входят теоретические опыты, биографические зарисовки, статьи по театру и кино, архивные записи репетиций, художественные, поэтические фрагменты...

2. Бородин А.В. На берегах утопий: разговоры о театре. М.: АСТ: CORPUS, 2017. — 345 с.

Бархин.jpg

Театральный путь Алексея Владимировича Бородина начинался с роли Ивана-царевича в школьном спектакле в Шанхае. И куда только не заносила его Мельпомена: от Кирова до Рейкьявика! Но главное - РАМТ. Бородин руководит им тридцать семь лет. За это время поменялись общественный строй, герб, флаг, название страны, площади и самого театра. А Российский академический молодежный остается собой, неизменна любовь к нему зрителей всех возрастов, и это личная заслуга автора книги. Жанры под ее обложкой сосуществуют свободно - как под крышей РАМТа. Воспоминания, запечатлевшие страну от Сталина до Путина, и в то же время - школа театрального искусства. Один из лучших современных режиссеров и педагогов рассказывает, как перевести на язык сцены самые разные материи - от философских парадоксов до повседневного быта. В общем, всю нашу жизнь.


3. Голдовский Б. П. Сергей Образцов: документальный роман. М.: Молодая гвардия, 2017. — 490 с.

Демидова.JPG

Герой документального романа Бориса Голдовского много лет возглавлял великую всемирную кукольную империю. Он правил ею строго и справедливо, за что его любили и уважали тысячи "подданных" - кукольники всех континентов. Он родился в Российской империи, жил в Советском Союзе, умер в Российской Федерации. Много путешествовал - побывал почти во всех странах мира. Был награжден несколькими государственными премиями и правительственными наградами. Но чаще всех надевал одну - "Орден Улыбки". Имя этого человека Сергей Владимирович Образцов. Удивительно, но никто из окружавших его людей не знал одного и того же Образцова - настолько многообразными были его таланты, настолько широк был диапазон его увлечений и интересов. Для кого-то Образцов - выдающийся актер и режиссер, строгий, иногда беспощадный Хозяин театра, для кого-то - избалованный властью капризный старик, для кого-то - добрый, душевный человек и верный друг. А еще коллекционер диковинных вещей, любитель кошек и собак и знатный московский голубятник… Но главный его дар заключался в умении выявлять таланты в других людях и создавать из них уникальный творческий ансамбль.

4. Демидова А. С. «Всему на этом свете бывает конец…». М.: АСТ Времена, 2018. — 318 с.

Бородин.jpg

Новая книга Аллы Демидовой – особенная. Это приглашение в театр, на легендарный спектакль «Вишневый сад», поставленный А.В. Эфросом на Таганке в 1975 году. Об этой постановке говорила вся Москва, билеты на нее раскупались мгновенно. Режиссер ломал стереотипы прежних постановок, воплощал на сцене то, что до него не делал никто. Раневская (Демидова) представала перед зрителем дамой эпохи Серебряного века и тем самым давала возможность увидеть этот классический образ иначе. Она являлась центром спектакля, а ее партнерами были В. Высоцкий и В. Золотухин.То, что показал Эфрос, заставляло людей по-новому взглянуть на Россию, на современное общество, на себя самого. Теперь этот спектакль во всех репетиционных подробностях и своем сценическом завершении можно увидеть и почувствовать со страниц книги. А вот как этого добился автор – тайна большого артиста.

5. Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания. Автор-составитель, комментарии М. П. Радина. М.: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, 2018 — 448 с.



В основу книги легли ранние дневники (1886-1894) балерины Императорского театра Матильды Феликсовны Кшесинской и воспоминания ее брата - танцовщика и педагога Иосифа Феликсовича Кшесинского. Эти рукописи, хранящиеся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина (и частично в РГАЛИ), никогда ранее не публиковались в полном объеме. Материалы дополняет переписка М.Ф. Кшесинской с Ю.А. Бахрушиным (публикуется впервые) и Домом-музеем П. И. Чайковского, относящаяся к поздним годам жизни балерины - 1957-1968 гг., а также статьи И. Ф. Кшесинского, которые были опубликованы в советской печати в 1919-1928 гг. Издание снабжено вступительными статьями, комментариями и указателями. Книга иллюстрирована фотографиями из архивов Театрального музея им. А. А. Бахрушина и Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.

6. Силюнас В. Ю. Тайны сценического языка испанского классического театра. М.: Navona : ГИИ, 2018. — 365 с.



Новая книга известного историка театра Видаса Силюнаса посвящена чрезвычайно важной для культуры эпохе расцвета классического театра Испании. Эпохе, когда человек стал столь остро осознавать свою принадлежность обществу, когда театр бился над непреходящими вопросами жизни и смерти, свободы индивида, религиозной веры и самостоятельного выбора ценностей, над существованием светлых и темных сторон человеческой природы. Когда творили великие драматурги Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон и другие, а на сцену выходили великолепные актеры. Эта книга — рассказ о том, как в XVII веке создавались феерической зрелищности спектакли, изумительные по несходству образов — от страстно патетических до соблазнительно чувственных. Как происходило становление современного сценического языка и режиссуры, как слова обретали плоть, вплетались в вязь криков и шепотов, хохота и плача, или замолкали, чтобы стало понятно, о чем говорят паузы…м

7. Театр Сергея Бархина, академика Российской академии художеств 1966-2016: альбом эскизов, фотографий макетов и главных спектаклей за пятьдесят лет творческой работы в театрах. М.: Близнецы, 2017. — 346 с.

Абдуллаева.png

Сергей Бархин - известный художник театра, художник книu, архитектор за пятьдесят лет творческой работы для театра создал сценографию к двумстам спектаклям в СССР, России и за границей. В книге-альбоме - 112 больших цветных иллюстраций, эскизов, макетов и фотографий спектаклей с комментариями и дополнительными иллюстрациями, расположенные по годам создания. В каталоге сделанных с 1966 по 2017 год спектаклей ещё 525 маленьких цветных иллюстраций эскизов, макетов, костюмов и фотографий ко всем сделанным спектаклям. В книге собраны воспоминания о родителях - Новиковой Елене Борисовне и Бархине Михаиле Григорьевиче и воспоминания автора о Театре.

8. Титова Г.В. О Мейерхольде и других. СПб: Изд-во Российского гос. ин-та сценических искусств, 2017. — 422 с.

Образцов.jpg

Книга известного историка театра, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств России Галины Владимировны Титовой состоит из двух частей. В первую включен фундаментальный труд «Творческий театр и театральный конструктивизм» (1995), во вторую - статьи разных лет. Эти части объединяет фигура В.Э. Мейерхольда, творчество которого является магистральной темой исследований автора.Книга предназначена не только для специалистов и студентов театральных учебных заведений, но и для широкого круга читателей, интересующихся историей русской театральной культуры.

9. Ширвиндт А. А. В промежутках между: [воспоминания] / Александр Ширвиндт. М: КоЛибри, 2018. —188 с.
Ширвиндт А.А. Проходные дворы биографии. М: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2017. — 312 с.
Ширвиндт А.А. Склероз, рассеянный по жизни. М: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2017, 2018. — 312 с.



Титова.jpgШирвиндт 2.jpgШирвиндт 01.jpg


В Экспертный совет и Жюри Премии входят ведущие театральные и общественные деятели: Марина Тимашева, Марина Токарева, Николай Песочинский, Елена Дунаева /эксперты/; Дмитрий Трубочкин, Феликс Коробов, Дмитрий Крымов, Галина Тюнина /члены Жюри/. Председатель Жюри – народный артист России Константин Райкин. Председатель Экспертного Совета – генеральный директор ГЦТМ имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

Победитель премии будет объявлен 17 декабря на торжественной церемонии в музее.

ссылка: http://tr-roman.ru/announcement-2018/#

***
Пиарщикам музеев, выставок и галерей:
чтобы позвать меня на какое-нибудь мероприятие - меня надо просто туда позвать! Проще через фбук


Tags: книги
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments