Новости о том, что тот или иной музей занялся реставрацией своего ключевого экспоната в режиме «за стеклом» — на глазах у посетителей, в последнее время появляются часто. Так, летом в Бельгии состоялась презентация подобным образом отреставрированной части Гентского алтаря Яна ван Эйка, а в октябре об аналогичном намерении объявил обладатель «Ночного дозора» Рембрандта — нидерландский Рейксмузеум. Но это лишь вершина айсберга — на самом деле список участников таких реалити-шоу намного длиннее.
Началось все в 1990-х годах. В 1994-м так приводили в порядок «Девушку с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. В 2006-м, по сообщению газеты New York Times, американский Смитсоновский институт снабдил наблюдательным окном свою лабораторию. С начала 2010-х годов число музеев-участников постоянно растет, уже приближаясь к 20. Среди отреставрированных произведений искусства — и Дали, и ван Гог, и Гейнсборо. Музеи экспериментируют, выбирая наиболее удобные способы. Иногда это могут быть долгосрочные проекты. Например, в течение двух лет венский музей Бельведер демонстрировал посетителям реанимацию готической живописи Рюланда Фрюауфа Старшего. Или вот реставрация Гентского алтаря — она началась в 2012 году, а закончить ее обещают (в основном) в 2020-му. Случается и наоборот, когда реставратор работает на публике лишь короткий срок, в рамках какой-либо выставки, как это было на протяжении трех месяцев 2016 года в Художественном музее Цинциннати со средневековым «Ретабло святого Петра» и около пяти месяцев в Художественном музее Северной Каролины с «Сошествием Святого Духа» кисти последователя Бернарда ван Орлея.
Когда реставрация ведется на выставке, а шедевр — в достаточно хорошем состоянии (и желательно вообще ХХ века), то реставратора от публики может отделять лишь символическое ограждение из столбиков и шнура. Чаще же в выставочных залах устраивают целые застекленные комнаты, в которых, как в аквариуме, работают реставраторы.
Читать дальше мою статью http://www.theartnewspaper.ru/posts/6380/