Очередной кусочек теории в любимой многими рубрике "угадайка". Сможете ли вы определить географическую локацию, где написана картина — на юге Европы или на севере? Насколько развито в вас
Бартоломей Брейн Ст. "Портрет кардинала Бернардо Клезио" (ок. 1530)
Рафаэль, "Портрет неизвестного кардинала" (1510-11)
Вводные:
вот вы знаете, что когда закончились Средние века, то началось Возрождение, которое и есть типа самое прекрасное и идеальное в мировом искусстве Нового времени. При этом следует знать, что данное Возрождение надо делить на два: на просто Возрождение, или итальянское Возрождение (можно использовать слово "Ренессанс") и на Северное Возрождение (слово "Ренессанс" стилистически не очень гут, если мы по-русски пишем).
В каких странах Возрождение было "Северным"? Очень просто, во всех странах, находящихся к северу от Италии, севернее Альп. (Насчет Испании отдельный вопрос — это был невероятный медвежий угол в тот период с точки зрения живописи, очень провинциальный, и там работали либо приезжие итальянцы, либо приезжие фламандцы, причем фламандцы влияли даже сильнее. Так что об испанском Возрождении в живописи обычно смущенно молчат). Итальянское Возрождение априори считается самым крутым (потому что там Рафаэль, Леонардо, Микеланджело и прочая тусовка). Северное Возрождение в последующие века как бы было на положении бедного родственника среди любителей искусств, потому что не такое идеальное; но в 20 веке его распробовали и нашли в нем. слава богу, невероятную прелесть. Среди стран Северного Возрождения флагманами были Нидерланды, Германия, более или менее Франция; остальные европейские страны плелись в хвосте. Почему так — отдельный вопрос, за подробностями ступайте к проф. Л. Гумилеву с его теорией пассионарности (что на самом деле означает "никто не понимает почему так!").
Бальдунг. "Женщина с кошкой", 1529 и Andrea del Brescianino, "Венера с купидонами", 1520-25
В чем разница между картинами итальянского Возрождения и картинами Северного Возрождения, коротенько так:
- итальянское более гармонично, идеально, выверенно линейкой, намекает на античность. (Именно поэтому его так воспевали в последующие века художники-академисты).
- Северное чуть более "готично", сутуло, стилизованно, изломанно, тела могут выглядеть более болезненными (что иногда ощущается реалистичней, а не антично-идеально).
- итальянское всегда чуть более "красиво", красивенько, спокойно. Северное — чуть несчастней и страннее, у них мог случиться Босх, в Италии — никогда.
- исходя из этого же истока, итальянское идеальное подчас кажется более "ангельским", а вот на северных чаще можно угадать, что тряпочка бархат, а не атлас. То есть мир ощущался как-то более отчетливо, более смакующе с точки зрения сенсорного восприятия, как-то проще представить, что вот предметы можно потрогать, понять, из чего они.
- одни все поголовно католики, другие, в большинстве стран, как вы понимаете, постепенно переползают в протестантизм, в том числе и по той причине, что он ближе психотипу их наций.
- чувствуется, что итальянский художник живьем видел прекрасное итальянское небо, и апельсины, с младенчества пропитываясь их красками (тяжелая стадия подобного пропитывания — у армянских живописцев ХХ века). Ну, какое небо видел немецкий художник — нам как бы проще представить.
Итак, сможете ли вы отгадать, где представитель "классического" Возрождения, а где — Северного?
№1: Мадонна
№2: Святой Себастьян
№3: Христос Спаситель Мира (Salvator Mundi)
№4: Пейзаж
№5: Портрет императора Карла V с собакой (оригинал и копия; кстати, которая копия, как вы думаете?)
Ответы под катом:
[ Spoiler (click to open)]
№1: Мадонна
а) Дюрер. "Мадонна Халлера", 1496-9 гг.
б) ИТАЛИЯ Беллини. "Мадонна дельи Альберетти", 1488
№2: Св. Себастьян
а) ИТАЛИЯ Амико Аспертини, ок. 1505
б) Вольф Губер, 1-я четверть 16 века (обратите внимание, что Северное всегда немного отстает в развитии, на пару-тройку десятилетий)
№3: Христос Спаситель Мира (Salvator Mundi)
а) Мемлинг. 1475-99 (напоминаю, что такая дата значит не то, что художник писал картину 25 лет, не разгибаясь, а то, что даты на картине он не написал, а искусствоведы не знают, и датируют чисто по стилистике последней четвертью 15 века, пара лет туда сюда)
б) ИТАЛИЯ Андреа Превитали. 1519
№4: Пейзаж (в этот период он еще слабо развит в обоих регионах)
а)ИТАЛИЯ Доссо Досси. "Пейзаж со святыми", 1530
б) Патинир. "Пейзаж с искушением св. Антония" (1510-20)
№5: Портрет императора Карла V с собакой
а) ИТАЛИЯ Тициан, 1533 (это копия)
б) Якоб Зайзенеггер, 1532
На что обратили внимание? Что-нибудь новое ощутили? Пишите, пожалуйста
***
Не забываем, что у меня выходит новая книга, про Апокалипсис в искусстве (предзаказ на лабиринте тут).
Покупайте!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →