Несмотря на то, что они обычно изображают очень выдающихся людей, и им верить очень хочется.
Альбрехт Дюрер. Портреты императоров Карла Великого (ум. 814) и Сигизмунда (ум. 1437), 1511-3 гг.: первый вымышленный целиком (ретроспективный), второй — посмертный, на основе прижизненных портретов.
Сможете ли вы угадать, какие портреты полное вранье, а какие изображают настоящих людей?
Вводные такие:
"ретроспективные", вымышленные портреты распространены, потому что людям, судя по всему, прямо необходимо представлять лица людей, которые задели их воображение (см. холивары по поводу внешности Шекспира). Если портретов с натуры не существует, то воображение заполняет лакуну. В настоящий момент, с распространением интернета, заполняет тем, что просто подставляет к знаменитым именам чужие лица (мой любимый пример про возлюбленную Фета). В предыдущие века — художники создавали такие картины руками, по прямому заказу.
Кто обычно заказывал и почему?
В социуме неизменно, тысячелетиями, существует культ предков (когда у людей он исчезает — это симптом болезненности поколения). В Древнем Риме, например, он прямо озвучивался, в Европе Нового Времени — ощутим симптомами. Это написание книг о предках, составление родословных древ, устройство портретных галерей (сохранение альбомов со старыми фотографиями). Если ты хотел представлять из себя Важную Персону, ты обязан был, скажем так, хорошенько окучить корни своего дерева, поухаживать за ними. Русские аристократы, в 18 веке став "европейцами", тоже помчались это делать.
Интерьер "Романовской галереи" в Эрмитаже, 1864 год. Худ. Э. Гау
В огромном количестве случаев аристократы и монархи знали своих предков поименно до Средневековья, иногда до самого раннего. А вот портретов с определенного года начинался дефицит. Потому что первым портретом в нашем понимании (на доске, с одним лишь фейсом), из сохранившихся, судя по всему является портрет Иоанна Доброго 1349 года. Но моды на позирование не было, регулярная струя портретов пробьется только с конца 15 века. До этого сплошные лакуны.
Поэтому заказчик 16-19 веков, которому приспичило украсить свой дворец (или книгу с историей рода) галереей предков, обычно делал так. Нанимал художника, выдавал ему пачку оригиналов с реальными портретами его дедушек и прадедушек, чтобы мастер их скопировал. А по поводу остальных предков — просто выкатывался список с именами и лаконичным ТЗ из одного слова "ваяй!". Ну и художники клепали вообще от балды, только сохраняя переходящие атрибуты (для Рюрика например клевец в руках). Ну и поскольку история моды (и оружия) была в ту эпоху совершенно не развита, наряжены персонажи на этих вымышленных портретах могут быть совершенно анахронично, на наш просвещенный взгляд.
Так что вот подсказка первая, как отличить: если персона жила до появления нормальной техники портрета в своей стране (в Европе — примерно 15 век, в России — 17 век), то скоей всего его портрет — вымышленный. Его внешность могла для нас сохраниться (фрагмент лица на фреске на религиозный сюжет, например), но никак не как отдельная картина. Исключения — считанные единицы, и известны поимено обычно.
Портрет Рюрика. 1805 год
Портрет Александра Невского, 1725 год
Подсказка вторая: поскольку обычно это был крупный контракт, то таких портретов, из одного цикла, обычно много, они одинаковы по стилю. Да и лица у этих персонажей обычно похожи, будто они близнецы братья, а не прапрапрадедушка с потомком. Качество живописи часто фиговое, потому что талантливые мастера за такую тиражную продукцию брались редко, да и они берут поштучно дорого, поэтому на оптовую работу выигрышней художника третьего ряда позвать, сами понимаете.
Miguel António do Amaral. Серия "Короли Португалии", ок. 1780
(Впрочем, художники покрупнее серии не писали, но парой штук вымышленных портретов могли отметиться; однако в этом случае они иногда пытались нечто эдакое вложить в полотно, исхитриться хотя бы позой обозначить, что это другой жанр немного). То, что одежда может быть анахронистична, это я уже упоминала. Смотрите и на даты жизни автора и модели: понятно, что дяденька 18 века с натуры никого из 8 века написать не мог.
Кроме галерей предков, по мере захиревания монархии, начали появляться галереи национальных героев (в СССР такое тоже было). Там лакуны заполнялись аналогичным образом, хотя обычно все-таки имелись некие портреты-прототипы, так что эти картины следует записывать все-таки в прошлый кейс, с посмертными изображениями. Но тот же принцип, с героизацией и возвеличиванием модели сохраняется в обоих вариантах.
Ну и с развитием жанра исторической картины в 19 веке стали появляться вот такие классные психологически-исторические вымышленные портреты, которыми реально залюбуешься.
Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897
Итак, сейчас я вам предложу несколько пар картин, работы одного и того же художника. Одна картина будет "вымышленным портретом", другая — написанной с реального человека. Угадайте, где кто.
1) Эль Греко
2) Марчелло Бачиарелли
3) Хуан Ризи
4) Джордж Джеймсон
5) Филипп де Шампань
Ответы под катом:
[ Spoiler (click to open)]
1) Эль Греко
а) Вымышленный. "Портрет Людовика IX Святого, короля Франции (ум. 1270)". 1585-90 гг.
б) Портрет поэта фра Ортенсьо Парависино, 1609
2) Марчелло Бачиарелли
а) "Портрет воеводы Юзефа Радзиминского (ум. 1820)". 2-я пол. 18 века
б) Вымышленный. "Портрет короля Александра I Ягеллона (ум. 1506)". Между 1768 и 1771. Из цикла "Портреты польских королей"
3) Хуан Ризи
а) "Портрет Тибурсио де Редин-и-Крусата (ум. 1651)". Ок. 1635
б) Вымышленный. "Портрет Фернана Гонсалеса, графа Кастилии (ум. 870)". 17 век. Из цикла "Портреты кастильских королей".
4) Джордж Джеймсон
а) Вымышленный. "Портрет короля Дональда III Шотландского (ум. 1099)". 17 век
б) "Автопортрет". ок. 1642
5) Филипп де Шампань
а) "Портрет Людовика XIII (ум. 1643)". 17 век
б) Вымышленный. "Портрет Гастона де Фуа (ум. 1512)"
Как это задание? Посложнее?
Чем руководствовались? Что поняли?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →