Пьеро делла Франческа. "Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца". 1465—72
Я сдала все свои долги по проектам, разгребла завалы, собрала урожай кабачков -- и вроде выдохнула. Пожалуй, снова появились силы и время вернуться к вашим любимым рубрикам. Например, к "угадайке".
Итак, вашему вниманию предлагается несколько разрозненных картин, изображающих мужчин и женщин. Сможете ли вы, опираясь на стилистику и вашу интуицию, определить, кто из них на ком женат?
***
В начале, как обычно, камертоны и вводные.
Изображение супругов двойное -- это один из древнейших типов самостоятельных портретов (т.е. не лиц на фресках, они появились раньше, а именно людей на отдельных досках-холстах, которые можно было снять со стены, упаковать, перевозить в другой дом, завещать и т.п.). Тип тесно связан с институтом брака. Это было своего рода еще одно брачное свидетельство, доказательство законности заключенного брака, вместо гербовой бумаги из загса. Ну и мемориальный объект для грядущего потомства, предмет "родового культа", намерение закрепить и подчеркнуть родовитость своей семьи.
Более того, первые отдельные портреты мужчин появились давным-давно, ибо мужчины -- это, как мы обсуждали на днях, Личности; а вот первые женские портреты появились именно как дополнительные к мужским, как пандан.
Кранах Ст. "Портреты Иоганна и Анны Куспиниан". 1502
Картины могут быть написаны одновременно, в один год, но это совершенно не обязательно. Например, мужчина, женившись, может заказать портрет жены под пару своему давно написанному, причем даже не обязательно тому же самому художнику. Овдовев и женившись в другой раз, он может заказать парный портрет второй жены, а первую закинуть на антресоли. Или у человека есть свой портрет, а жена давно померла, но вдруг он спохватился, и приказал написать жену по памяти. Внук изображенного на мужском портрете, который внезапно загордился бабушкой, но обнаружил, что ее портрета не существует, может заказать "парный" (на самом деле вымышленный) портрет бабушки к уже существующему портрету дедушки, и т.д.
Но самые гармоничные, это, разумеется -- написанные одновременно одним и тем же автором. У парных портретов супругов веками (с XV века) действуют одни и те же принципы:
- Обычно (но не обязательно) супруги повернуты друг к другу
- Обычно (но не обязательно) женщина справа
- ... интерьер или пейзаж на заднем плане -- один и тот же, супруги будто находятся в одном пространстве, случайно разделенном рамой картины
- ... то же самое про освещение, погоду, время суток и т.п.
- ... художник одевает их так, чтобы их одежда гармонировала
- ... их лица находятся примерно на одном уровне
- у хороших портретистов лица супругов имеют печать неуловимого внутреннего сходства.
- Картины имеют один размер и форму (и одинаковые рамы). Иногда разлученные картины из разных музеев опознают в итоге как парные именно сверяя размеры
Портреты Павла I и Марии Федоровны. Худ. И. Пульман, 1782-1787 гг., ( с оригинала П. Батони, 1782 г.)
Итак, угадайка! Подберите пары:
МУЖСКИЕ
А.
Б.
В.
Г.
Д.
ЖЕНСКИЕ
1
2
3
4
5
Ответы под катом:
[ Spoiler (click to open)]
А-3
Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, 1505-6
Б-4
Пармиджамино. Портрет маркиза Пьер Мария Росси, 1535-8
Пармиджамино (возможно, закончен другим автором). Портрет его жены Камиллы Гонзага с 3 сыновьями. 1535-7
В-1
Мартен ван Хемскерк. Портреты супругов, возможно, Питера Геррича Бикера и Анны Кодде. 1529
Г-5
Ганс Бургкмайр. Портреты императора Фридриха III и Элеоноры Портругальской, 1468 (через год, после её смерти)
Д-2
Гольбейн. Портреты Якоба и Доротеи Мейер. 1516
Как вам задание? Показалось легким? Почему?
Что-нибудь нового почувствовали, поняли про искусство портрета?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →