Она называется Шуйская-Смоленская икона Божией Матери.
Сам образ Богородицы относится к 15 веку, и он вполне стандартен. Зато рама ее -- уникальна, хотя и создана позднее, в конце 17 - начале 18 века.
Уникальна она, во-первых, тем, что здесь изображены женщины Ветхого Завета, которых обычно никогда не изображали на иконах. А также тем, что одна из этих женщин, возможно -- скрытый портрет царевны Софьи.
Вот что пишут ученые об этой иконе:
Клейма иконы Богоматери писали иконописцы Оружейной палаты в Москве в новой манере (см. строгановская школа; фряжский стиль), и они значительно отличаются от средника. Праведницы изображены в круглых медальонах, в каждом помещена надпись, имя и фраза, как бы исходящая из уст, однако часть надписей (с правой стороны рамы) сделана так, что прочесть их можно только с помощью зеркала. Заказ на столь необычное произведение, вероятно, поступил от царевны Натальи Алексеевны (сестры царя Петра I) в 1698 г. В этот год царь Петр срочно вернулся из заграничного путешествия в Москву для подавления стрелецкого бунта (см. "Утро стрелецкой казни"). Зачинщицу бунта царевну Софью постригли в монахини и заточили в Новодевичий монастырь.
Существует версия, что иконописец в облике праведницы Сусанны (ее портрет находится в центре нижнего края рамы) передал черты опальной царевны Софьи, принявшей в постриге имя Сусанна (хотя во всех портретах угадываются черты Софьи).
Зарисовка иконы из книги Ф. Солнцева
Если эта гипотеза верна, тогда изображение "почитаемых и праведных жен" можно рассматривать в качестве знака покаяния и примирения, исходившего от сводной сестры бунтовщицы. Изображения праведниц составляют симметричные пары по смыслу их жития, надписи (с помощью зеркала) слагаются в символический текст, и таким образом рама с клеймами становится символическим зеркалом, отражающим чистоту Девы Марии. А поскольку сама Богоматерь в духовной литературе уподобляется "чистому зеркалу без пятна" (см. "Зерцало Богоматери"), все произведение обретает скрытый смысл, обусловленный пространственной метафорой "зеркала в зеркале".
На сайте Музеев Кремля выложена большая и умная статья (пдф), если кому интересно:
В.Г Чубинская. Живописная рама рубежа XVII-XVIII веков к иконе "Богоматерь Донская" (к истолкованию символической программы).
Вот из нее: "Изображения фиксируют возрастные и физиономические градации одного типа лица с крупными чертами, несколько выпуклыми темными глазами с припухшими нижними веками, удлиненным прямым носом и небольшим ртом. Каждое изображение сопровождается надписью с указанием имени персонажа и исходящим из его уст однострочным текстом, представляющим собой прямую речь".
Вот список изображенных:
верхний ряд, слева направо
- Лия. Текст: Благоверна ты дева сущи в же[нах]
- Сарра. Радуйся благодатная Мария
- Ева
- Ребекк[а]. Господь с тобою и тобою с нами
- Рах[иль]. Блаженны твои чрево и с[ын]
левый ряд, сверху вниз:
- Мари[ам]. И благословен сын святыя ти
- Деворра. [От]ец со безначальный и дух св[ятой]
- Руфь. И многи стяжаша богатства
- Авигея. Силою богатством славою
правый ряд, сверху вниз:
- Раав. Сын твой Бог создатель
- Иаи[ль]. Многи дщери стяжаща [силу]
- Анна. Ты же превзыде всех и превоз[выше]
- Ависанна. Ты еси нами предзренная
нижний ряд, слева направо:
- Сарептская вдова (Тарифтя[ныня]). [Вс]ем избавление и вечное [прощение]
- Иудифь [Все]х владычица сущая Богор[одица]
- Сусанна Пред тобою бывшие и по тебе ся ро[дившие]".
- Эсфирь Тебе вси славим присно и х[валим]
- Сунамитянка (Суматяны[ня]). Наша радость и присно[е веселье]
Вот репродукция без загораживающих ее висюлек, однако мелкая :(