![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Cranach%2C_Lucas_%28I%29_-_Martin_Luther_-_Katharina_Bora_-_Christies_.jpg/1015px-Cranach%2C_Lucas_%28I%29_-_Martin_Luther_-_Katharina_Bora_-_Christies_.jpg)
Вчера мы смотрели мужские портреты кисти этого художника, и все имели возможность убедиться, какой он офигительный профессионал: и в воспроизведении реальности, и в передаче характеров.
И каждая картина там была практически шедевр или типа того. Любое лицо можно брать, и придумывать историю для этого персонажа, вставлять в свой исторический роман.
Какой же резкий перепад -- когда мы посмотрим подряд несколько портретов женщин его же кисти!
Christiane von Eulenau, 1534
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/Lucas_Cranach_-_Christiana_Eulenau_-_1534.jpg/688px-Lucas_Cranach_-_Christiana_Eulenau_-_1534.jpg)
Сибилла Клевская, 1526
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/36/Lucas_Cranach_d.%C3%84._-_Bildnis_der_Prinzessin_Sibylle_von_Cleve_%281526%2C_Klassik_Stiftung_Weimar%29FXD.jpg/681px-Lucas_Cranach_d.%C3%84._-_Bildnis_der_Prinzessin_Sibylle_von_Cleve_%281526%2C_Klassik_Stiftung_Weimar%29FXD.jpg)
Знатная саксонка, 1534
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Cranach-lyon.jpg)
Все очень хорошо написано, детально и тщательно. Но какие же эти тетки все одинаковые, скучные, незапоминающиеся! Причем одно и то же выражение лица. Почему такая гендерная разница? Упрекнуть Кранаха в том, что он не умел рисовать, мы не можем -- знаем же, что писал виртуозно. Значит, тут дело в задаче, которая была поставленна перед ним во время создания женских портретов. Если точнее, двумя задачами -- той, которую он ставил себе сам в голове, и той, которой ему ставил заказчик.
Катарина фон Бора, 1532. Католическая монашка, которая стала расстригой и вышла замуж за Мартина Лютера.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Lucas_Cranach_d.%C3%84._-_Bildnis_der_Katharina_von_Bora_%28Christie%E2%80%99s_2001%29.jpg/497px-Lucas_Cranach_d.%C3%84._-_Bildnis_der_Katharina_von_Bora_%28Christie%E2%80%99s_2001%29.jpg)
Что диктовал заказчик, и глобально, само окружающее общество? То, что женщина той эпохи, в отличие от мужчины -- творца и победителя, это создание более утилитарное. И скорее больше создание, чем Человек. Утилитарное и декоративное. Мужчины на его полотнах -- это личности, а женщины -- при них, спутницы жизни.
Для нас это понятней интерполировать, как продолжают относится к женщине на Востоке: молчи, обслуживай, будь скромной, приличной. Поскольку важен был фактор "декоративности" спутницы жизни, то на первый план в картинах выходит цель соответствия эстетическим идеалам эпохи глобально, а не отображения конкретных особенностей характера данной портретируемой. Дальше повторю то, что уже писала:
Кранах официально считается уже Возрождением (Северным), однако одной ногой он еще очень прочно стоит в Средневековье, с его идеалом рахитичных, безбровых, сутулых женщин. Кроме того, и наш современный вкус очень испорчен постоянным слоем яркой косметики на женщинах: вообще любая бледнолицая светловолосая, если ее отмыть, будет выглядеть достаточно "средневеково".
Сестры саксонские
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a3/Lucas_Cranach_d._%C3%84._039c.jpg/1280px-Lucas_Cranach_d._%C3%84._039c.jpg)
Поэтому мужчин Кранах рисует как личностей, вглядываясь в характер каждого и пытаясь отгадать его душу. А женщины у него -- для мебелей, для красоты. Поэтому мужские портреты кажутся более современными, реалистическими. А в женских больше проглядывает средневековье, в том числе и в извивах фигуры.
Опять-таки, мои любимые читатели отметили про мимическую маску: у большинства женщин она узнаваемая "кранаховская", а мужчины у него все разные. В контексте данного художника это именно от более уважительного его и внимательного отношения к мужским моделям. И любующегося, прикладного -- к молодым женщинам. Поэтому у большинства его женских портретов (и просто "Юдифей" и "Саломей") одно и то же выражение лица, а иногда даже кажется, что форма носа и бровей. (Это нормально, Рубенс тем же страдал, и Ренуар).
Барбара Саксонская (жена Георга Бородатого).
Она не беременная, это вся та же наша "готическая сутулость" прет, хоть на дворе Возрождение.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cc/Lucas_Cranach_d.%C3%84._%28Werkst.%29_-_Bildnis_Barbara_von_Sachsen_%28priv._Coll.%29.jpg)
И насчет формы бровей это, кстати, может быть правдой. Вполне естественно, что в ту эпоху в той стране зажиточные женщины придерживались именно этой моды макияжа. Это оправдывает общую белёсость и бесцветность этих портретов.
Но смотрите, что еще есть: это женщины. Они обязаны быть красивыми. Этого требует мужчина-заказчик картины (хозяин), да и она сама предьявляет к себе ровно те же требования, ибо ее цель -- обслуживать, и она знает это. Поэтому художник подчеркивает "самые лучшие" качества человека -- у женщин это молодость, гладкость лица, целомудрие и скромность (постное выражение лица). А вот у мужчин самым лучшим, наоборот, является Характер, и он может быть любым, самым разным, все похвально.
Женщина же (той эпохи) "самой разной" быть не может. Существовал один идеал примерной замужней дамы, и отступлений от него не было.
***
Посмотрите вот на этот портрет. Тут с лицом то же самое, что в предыдущих случаях, но на характер дамы Кранахом обращено гораздо большее внимание почему-то. Он как-то позволяет её характеру громче звучать. Быть может, это его жена или другая родственница.
Неизвестная, ок. 1508
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/04/1508c._Lucas_Cranach_the_Elder_-_portrait_of_a_woman.jpg/803px-1508c._Lucas_Cranach_the_Elder_-_portrait_of_a_woman.jpg)
А вот еще портрет, который отличается. Я думаю, просто это не настоящий Кранах, а какой-то его современник.
Неизвестная, 1515
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Lucas_Cranach_the_Elder_-_Portrait_of_an_unknown_Lady%2C_1515_%28Waddesdon_Manor%29.jpg)
А вот это вроде настоящий Кранах. Тут черты лица никак не подгонялись под эту его типовую лисочку-уточку. Но вот выражение этого лица, тот нравственный посыл, который транслирует эта женщина -- ровно такой же.
Анна Бухнер, 1520
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/Lucas_Cranach_d.%C3%84._-_Bildnis_der_Anna_B%C3%BCchner.jpg/668px-Lucas_Cranach_d.%C3%84._-_Bildnis_der_Anna_B%C3%BCchner.jpg)
Очень большая доля этих портретов -- парные изображения супругов. Вот так это выглядело, пандан. Почувствуйте разницу.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/03/Pendant_Buchner_cranach.jpg)
В некоторых случаях художник оказывался свободен от этого диктата, как внутреннего, так и внешнего. Индульгенцию часто давала старость. Морщины не надо было скрывать, они помогали выражать характер.
Мать Лютера, 1527
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/Margarethe-Luther-1527.jpg)
Аполлония фон Видебах
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Cranach%2C_Lucas_%28I%29_-_Apollonia_v_Wiedebach_-_Museum_der_bildenden_K%C3%BCnste_Leipzig.jpg)
Если уж слишком нетипичная, "безобразная" внешность была, художник тоже имел моральное право пасовать, и не выдавать свою фирменную штамповку.
Магдалена Саксонская, 1529
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7b/Cranach%2C_Lucas_I_-_Magdalena_of_Saxony_-_Art_Institute_of_Chicago.jpg/706px-Cranach%2C_Lucas_I_-_Magdalena_of_Saxony_-_Art_Institute_of_Chicago.jpg)
А вот эти два портрета самых ранних, чувствуете разницу с предыдущими? В отличие от мужских портретов, с женскими по мере развития у него все-таки произошел регресс, откат в средневековье, на мой взгляд.
Фрау Реусс, 1503
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/87/Lucas_Cranach_d._%C3%84._-_Portrait_of_Frau_Reuss_-_WGA05677.jpg/709px-Lucas_Cranach_d._%C3%84._-_Portrait_of_Frau_Reuss_-_WGA05677.jpg)
Anna Cuspinian, 1502. Жена того милого блондина в красной шапке, из прошлого выпуска.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/Lucas_Cranach_%28I%29_-_Anna_CuspinianFXD.jpg/781px-Lucas_Cranach_%28I%29_-_Anna_CuspinianFXD.jpg)
Какие мысли у вас возникли? Какие обобщения, наблюдения? Делитесь, пожалуйста.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Best
shakko.ru
September 22 2018, 22:13:15 UTC 5 years ago
Анастасия Лёвина · Общий друг – Bella Adtseeva
Так это же не изменилось совершенно за века( Я ходила на несколько мастер-классов по рисованию портрета к разным художникам, везде одно и тоже) Обоим полам мы хорошо прорисовываем глаза, дальше все разное. Мужику надо особенно подчеркивать нос, искать в носе интересное, нос - это важно, нос - это характер. Всякие морщинки, складочки и прочее интересное тоже находим и рисуем обязательно. Когда мы рисуем женщину, все сразу наоборот: губы прорисовываем красиво, нос аккуратно-аккуратно намечаем и лучше только кончик, хрящи показываем ну только если без этого совсем нельзя, и то сглаживаем, как можем. Все все линии сглаживаем, морщины не рисуем, даже если женщина улыбается, носогубные складки лучше не прорисовывать, в крайнем случае аккуратно наметить. Все должно быть мягенько и гладенько, это же женщина. Не все, разумеется, художники так рисуют сегодня, но такой подход очень распространен и ему совершенно сознательно и по пунктам обучают. Женщины - все еще не личности.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →