![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1058538/1058538_original.jpg)
Идея сценария офигительная, я прямо сижу и страдаю, что это не сняли.
Итак, проект был придуман на волне вот этих межнациональных фильмов того периода, типа вестерна «Красное солнце» с Аленом Делоном и Тосиро Мифунэ, или там «Дерсу Узала».
Действие происходит в Англии, до Первой мировой войны. Питер о'Тул играет идеального денди, джентльмена — русского аристократа Феликса Феликсовича Юсупова, который прекрасно принят английским высшим обществом. Михаил Козаков, как нетрудно догадаться, играет —
Феликса Эдмундовича Дзержинского, только молодого (роль, которую ему наконец дадут исполнить несколько раз в восьмидесятых годах). Сценаристы пренебрегают реальными вехами биографии Дзержинского, для них только важно, что он бывал в эмиграции, вот они и допустили, что в Лондоне тоже (хотя это не так, там активно тусил Яков Петерс).
Дзержинский в Швейцарии в 1910 году
![KMO_044641_00101_1_t218_223106.jpg KMO_044641_00101_1_t218_223106.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1059039/1059039_600.jpg)
Сюжет фильма, в принципе, развивается по шаблону обычной "голливудской" авантюрной комедии. Два Феликса — Юсупов и Дзержинский, оказываются в одном пространстве и времени.
Происходит путаница.
Аристократ оборачивается, когда его зовут по имени, и таким образом оказывается среди анархистов-подпольщиков, русских революционеров, снимающих коттедж у почтенной английской дамы. В этой сюжетной линии происходят погони, констебли в высоких касках все время комично бегают туда сюда, дым и шум из-за взрывов самодельных бомб...
Никто не гибнет (потому что это комедия), в сценарии, наоборот, была даже предусмотрена битва на тортах.
Юсупов, все время опасающийся, что "товарищи" разоблачат, что он на самом деле князь, в конце-концов, тряхнув стариной — вспомнив свой юношеский опыт переодеваний (и популярную английскую пьесу тех лет «Тётка Чарлея»), наряжается барышней и, спрятав лицо под шляпкой с вуалью, успешно сбегает с явочной квартиры.
(Заодно исторически подкованный зритель мотает себе на ус, где Юсупов так научился стрелять, не бояться мокрухи, и познакомился с представителями британских спецслужб, см. кейс с Распутиным).
Фотография Феликса Юсупова
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1057605/1057605_original.jpg)
source
Революционеру тоже приходится выпутываться из неприятностей. Перепутав посыльного со своим связным, он, ожидающий передачи денег, дает слабину и откликается на "месье Феликс" (матёрого подпольщика подвело то, что ему в этот момент вручали чек на полмиллиона золотом — на булавки Юсупову от мамы).
В итоге Дзержинский попадает в английское поместье, где Юсупова ждут, но в лицо его никто не знает. Бритиши, конечно, удивлены тем, что их Феликс не очень соответствует буйным восторгам, которые высказывались о нем в Лондоне, не так аристократичен и красив, как-то старше по виду лет на десять (впрочем, Питер о'Тул и Козаков погодки), да и акцентик русский сквозит... Но они вида не подают. Тем более, что хитрый поляк с зэковским опытом начинает манипулировать ими, как марионетками.
Дзержинский в дореволюционный период
![58ed6fa360d9868ab46a8a39d41.jpg 58ed6fa360d9868ab46a8a39d41.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1058715/1058715_600.jpg)
При этом, не затрачивая особых усилий, он соблазняет роскошную американскую миллионершу (Фэй Дануэй); попутно оказывается, что она — брачная аферистка, которая, наоборот, сама хотела заарканить русского миллионера.
Перед Дзержинским по сюжету стоит задача смотаться из поместья, прежде чем приедет какой-то герцог, который знает Юсупова в лицо. Это осложняется тем, что поместье торчит как перст в чистом поле, слуги не оставляют "этого русского" в одиночестве, в доме постоянно происходит катавасия а-ля Дживс и Вустер, и т.п. Ну в итоге, понятное дело, он сбегает в Лондон, и все для обоих Феликсов кончается хорошо.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1058538/1058538_original.jpg)
Сценаристом согласился выступить Ноэль Ковард (Noël Coward). Режиссером хотели позвали Гордона Флеминга (Gordon Flemyng), который нам известен тем, что снял по пьесе Б. Шоу "Великую Екатерину" с Жанной Моро в главной роли (и Питером о'Тулом в роли заезжего англичанина; только я не поняла, это было до этого проекта, или после него).
Но ничего не вышло из-за возражения "персонажа", вернее, его наследников. Сам Феликс Юсупов, известный тем, что судился с голливудскими киностудиями, если его погано выводили на экране (правда, еще до Второй Мировой, во всяких фильмах на распутино-романовскую тему: 1934, MGM, Rasputin and the Empress), очень удачно умер в 1967 году, в возрасте 80 лет — думаю, как раз с всплеском интереса к нему из-за некрологов и возникла идея сценария. Его жена, княжна императорской крови Ирина Александровна скончалась в 1970 году. Войну проекту объявила их дочь, Ирина Феликсовна Шереметева, которая воспользовалась своими связями среди британских родственников и друзей.
Феликс Юсупов с женой в пожилом возрасте
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1059213/1059213_original.jpg)
Заметки к неосуществленному проекту хранятся в The Cinema Museum, London.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →