То, что изображали, можно было в лучшем случае охарактеризовать как символические образы (иными словами "палка-палка-огуречик). В античности же профили на монетах были такого качества, что до сих пор ученые с легкостью опознают по ним мраморные бюсты, придав им правильный ракурс, такое было сходство великолепное.
Традиция воскресла в Италии XV века. Не сама по себе, конечно, с оглядкой на раскопанные античные экземпляры монет. Но если раньше, в средневековье, подобные находки либо сразу выкидывали в нужник, либо переплавляли на что-нибудь полезное, то теперь их стали беречь, собирать, копировать и использовать для вдохновения.
Пишут, что первым профильным портретом на монете в христианской Европе стало изображение правителя Римини Пандольфо Малатеста, созданное около 1420 года. Однако это искусство расцвело в следующем поколении, и сия традиция продолжает влиять на нашу жизнь до сих пор (а у вас были в детстве красивые большие рубли с Лениным?).
Пресловутого изображения Пандольфо я не нашла, не факт, что оно вообще сохранилось.
Однако весьма знамениты медали, изображающие его сына Сиджизмондо Малатеста.
Собственно, глядя на этого правителя, думаешь, что он был создан Богом именно для того, чтобы его изображали в профиль.
На портрете кисти Пьеро делла Франческа, 1451.
Медаль работы Пизанелло, фактического создателя жанра. Это Сиджизмондо молодой.
Тот же автор, модель постарше, 1445 год.
По этим профилям опять можно опознавать скульптуры и картины, воистину.
Пизанелло вообще отличный портретист.
А это вы еще учитывайте, что в профиле (который плоский, и трудно передает мимику), гораздо сложнее передать черты характера человека.
Это его брат Доменико Малатеста.
Оборот
Потрясающе тонкая работа. Понятно, почему до изобретения филателии людям так нравилось медали собирать?
Иньиго д'Авалос, ок. 1450
Чечилия Гонзага, 1447 (сутулость заметили? это след перерисовки с картины)
Византийский император Иоанн VIII, 1438 год - судя по всему, это и есть старейшая сохранившаяся портретная медаль.
(До итальянских медалей хронологически была только серия, отчеканнная в Париже для герцога Берри, но о ней ничего не известно).
Лайонелло д'Эсте, 1441
А вот он на портрете Джованни да Ориоло
Вообще в 15 веке очень много именно профильных портретов. Не только в рельефе -- для чего есть объективные причины (тупо удобней технически), но и в живописи. Дело в том, что если ты заказываешь изобразить себя в профиль, как на монетах и медалях древних римлян -- то это значит, что ты такой же крутой, замечательный и великий, как древний римлянин.
Альфонс V Арагонский
Он же на рисунке Пизанелло (который хороший живописец также)
И с этой ренессансной надменностью связан другой аспект -- человек ощущал себя настолько крутым, что ему совершенно не хотелось себя приукрашивать на портретах, он не требовал этого от художников. Он был прекрасен и велик! В любом весе, с любыми шрамами и бородавками.
Филиппо Мария Висконти
У Пизанелло было много учеников и последователей, которые продолжили созданную им на основе исследования антиков великолепный шаблон. Поначалу они даже тех же людей портретировали.
Паоло да Рагуса. Альфонсо V Арагонский.
Обратите внимание на нос выше: ничего не сглаживалось, ничего не считалось недостатком. Только фишкой. Крутой индивидуальной чертой. Свою внешность портретистам приказывают сглаживать слабаки и бабы.
Лоренцо Великолепный на медали Niccolò di Forzore Spinelli, 1490
В 16-м веке уже другая стилистика медалей будет, я их меньше люблю.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →