«Листая любое издание по истории искусства, находясь в музее, большом или малом, рассматривая убранство какой-либо церкви, мы поражаемся, как много изображений посвящено сюжетам, напоминающим о смерти: войнам, сражениям, мученичеству, распятию, эпидемиям, казням, жертвоприношениям, божьим карам, похоронам.
Гольбейн. "Мертвый Христос в гробу" (фрагмент)

Несомненно, это одна из самых древних и распространенных тем в истории искусства (достаточно вспомнить о рисунках сцен охоты в палеолитических пещерах) – и не только потому, что она связана с одним из неотъемлемых аспектов существования, Хайдеггеровым «бытием для смерти», характеризующим условия человеческой жизни, – но и вследствие ее неизбежного переплетения почти со всеми сторонами и фундаментальными ценностями общественной практики в прошлом и настоящем: религией, политикой, законотворчеством, этикой, экономикой, свободой, любовью и так далее.
Мане. Расстрел императора Максимилиана (эскиз), 1867

Эта межкультурная и межконфессиональная тема, знакомая всем историческим эпохам, поистине «бессмертна», о чем свидетельствует ее постоянное присутствие в веках на всех широтах. В то же время, если говорить только о западной истории, католическая Церковь на протяжении столетий поддерживала веру в вечную жизнь, рассказывая об искупительной смерти Христа и тех, то жил и умер ради него. Культ мучеников и святых неразрывно связан с бездыханным телом и его отдельными частями.
Ambrosius Bosschaert (II). Мертвая лягушка с мухами, 1630

В современном сверхтехнологичном обществе, где возможности причинения вреда и уничтожения человеческой жизни по сравнению с прошлым необыкновенно возросли и вместе с тем появились надежды на постоянное увеличение продолжительности жизни, мы имеем дело с таким парадоксом: с одной стороны, виртуальная смерть превратилась в зрелище и коммерциализировалась благодаря СМИ, превратившим ее в один из ключевых сюжетов индустрии развлечений. С другой – реальная и повседневная смерть (индивидуальная и коллективная, насильственная и мирная) оказалась непредставимой и, следственно, «невидимой», стала современным табу, с которым тяжело справиться.
Хаим Сутин. "Натюрморт со скатом", 1924

Несмотря на это тема смерти, постоянно подпитываемая такими коллективными трагедиями, как распространение СПИДа, загрязнение окружающей среды, терроризм и десятки локальных войн, обескровливающих планету, приобрела необыкновенную популярность среди современных художников, которым она предоставляет благодатную почву для размышлений и поисков».
Из книги: Энрико Де Паскале. "Смерть и воскресение в произведениях изобразительного искусства"