- Украшения герцога Бэкингема
- Подвески королевы и их трактовка советскими кинематографистами
- Бриллиантовый бант Фрейндлих и его прототипы
- Французы показали, как на самом деле выглядели подвески королевы
- Как на самом деле Анна Австрийская носила подвески
- Подвески королевы: как это делалось в Испании
- Ротшильды и изумрудные подвески королевы
***
старый пост
В связи с рассказом Саббатини о том, как Бэкингем соблазнял в деталях королеву, всплыл этот извечный вопрос. Свое мнение на данную тему уже высказывала eregwen, я ее процитирую и дополню собственными иллюстрациями и разысканиями.
Кого с детства не зачаровывала эта загадочная штука? У Дюма описан "большой голубой бант, сверкающий алмазами" и "подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка". (И, кстати, они в нашем переводе мужского рода - "но, кажется, у вас недостает двух подвесков"). Если второе описание чуть более понятное - это свисающие украшения, скреплённые бантом, то первое казалось более экзотичным - бант в алмазах, подумать только! Мне, когда я читала роман в десять лет, оно нравилось больше. Я воображала бант, весь усыпанный сверкающими камнями. Весь-весь-весь. И даже какие-то там подвески, которые можно отрезать, а потом привесить обратно, меня не смущали.
Поэтому вариант в нашей экранизации меня полностью устраивал. Бант? Бант. Голубой? Голубой. С алмазами? С алмазами. Красиво? Красиво. И даже понятно - вон же они, подвески, свисают с банта. Это его, банта, хвостики! (Правда, задумывалась я, их, наверное, не просто приделали обратно, а пришили - бант-то из ткани!)
А потом я проверила английский перевод. Diamond studs. То есть вообще "запонки". Но ведь логичнее заглянуть в оригинал? А там - "ferrets de diamants". "Ferret" - наконечник шнурка. Некогда очень популярное украшение - их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, эмалью...
Так что вот такие они, скорее всего, подвески королевы - правда, не дюжина, а всего две, на портрете работы Рубенса (бант у мыса корсажа):
Здесь 2 подвески:
(shakko: кстати, коллаж выше -- не из поста Марьяны, а из статьи культурологии, которые нагло уперли ее материал, слегка переписали и немного другие картинки поставили)
Портрет французской принцессы, испанской королевы Изабеллы Валуа, где видны похожие украшения по всему платью -- на юбке и на рукавах.
***
Теперь мой текст:
Там же в комментариях lady_coffee показывает, как выглядели подвески во французской экранизации 1961 года (французам, наверно, виднее). Кстати, до комментариев Культурология видимо не домотала, и эту информацию к себе не сперла.
UPD petmarina показывает для сравнения версии из двух американских фильмов, весьма близко к советской версии. Ибо для англоязычных это studs -- не "запонки", а заклёпки, гвоздики, шипы, что-то такое.
Экранизация 1948 года (вы понимаете же, что бриллианты такого размера это адские деньги?)
Экранизация 1973 года
***
А давайте еще глубже забуримся в первоисточники. Кто пустил сплетни? Дюма брал сюжеты из мемуаров.
Франсуа де Ларошфуко пишет так: "...Графиня Карлейль, которой было так важно следить за ним, вскоре заметила, что с некоторых пор он стал носить ранее неизвестные ей алмазные подвески. Она нисколько не сомневалась, что их подарила ему королева, но чтобы окончательно убедиться в этом, как-то на балу улучила время поговорить с герцогом Бекингемом ...". В оригинальном французском тексте то же выражение: ferrets de diamants, наконечники для шнуров.
Подвески вообще обычно были украшениями второго разряда, вспомогательными. То есть они не являлись самыми дорогими предметами в шкатулке королевы, так что выбор их в качестве сувенира герцогу имеет смысл. Опись, составленная после смерти Анны (уже в правление ее сына Людовика Солнце), гласит, что у нее на тот момент имелось 3 комплекта подобных украшений: шесть с небольшими бриллиантами ценой 700 ливров, шесть с жемчугом и бриллиантами - 700 ливров, а 18 золотых и стальных - всего 60 ливров.
Вот что еще записано в категорию "наконечники для шнурков" по мнению интернета.
Из шведского музея, 1575-1625 годы (1, 2)
Кажется, на этой картине тоже они, жаль, крупнее нельзя увеличить.
Portrait of Lucrezia Ricasoli Zanchini. Anonymous, Palatine Gallery in Florence
Это экспонат из парижского Музея Армии: они показывают его в теме мушкетеров, и считают, что было нечто подобное. Украшение "в стиле ренессанс" было сделано на самом деле Рене Лаликом в 1895-7 гг. для маркизы Арконати-Висконти.
UPD zhurzhar принесла в в комментарии реконструкцию из музея Александра Дюма в Порт-Марли.
***
В общем, с тем, как на самом деле выглядели подвески, более или менее все ясно. То, что они находились на одном банте, как мне кажется -- придумка самого Дюма, в оригинальных текстах такого нет. И портретов с подобными бантами и висюльками что-то не находится.
Так что давайте просто посмотрим еще несколько роскошных вещей прежних времен.
Вот я нашла вариант портрета с бантами, только там не подвески, а что-то типа брошей-пуговиц.
На картине - английская королева Анна Датская (жена Якова I), современница нашей Анны. Ок. 1605 года, т.е. на 20 лет раньше событий романа
И вот, наконец, то, что более всего соответствует, как мне кажется, нашим детским грёзам:
"Узел" для корсажа (Grand Nœud de ceinture), подаренный Наполеоном III императрице Евгении в 1855 году по случаю всемирной выставки, 2634 бриллиантов. Стилистически он подражает 18 веку, потому что императрица обожала играть в нео-рококо. Куплен на Кристис Лувром в 2008 году, среди прежних владельцев Асторы.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →