Называется этот способ "гризайль" (от "грис", он же "грей" - серый).
Николай Ге. В Гефсиманском саду. 1869-80
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Nikolay_Ge_021.jpeg)
Архип Куинджи. "Христос в Гефсиманском саду", 1901
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Kuindzhi_Jesus_Christ_1901.jpg)
Совершенно логично, что гризайль использовали для изображения двух вещей: ночи и камня (то есть, изображения рельефов).
Писать как бы статуи серым во-первых было выгодно финансово: это обходилось гораздо дешевле, чем ставить настоящие каменные или гипсовые рельефы. Ну, и потом, на деревянный потолок такую тяжесть не прилепишь, а если потшукатурить хорошо и грамотного мастера позвать, то он за каменный сойдет. Издалека, по крайней мере.
Базилика святого Мартина в Вайнгартене
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Weingarten_Vierungszwickel_1.jpg/680px-Weingarten_Vierungszwickel_1.jpg)
Château de Tanlay
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Tanlay-Galerie_en_trompe-l’œil_%284%29.jpg/1280px-Tanlay-Galerie_en_trompe-l’œil_%284%29.jpg)
Еще художники писали такие картины, например, натюрморты, чтобы продемонстрировать свое виртуозное мастерство, создать обманку средствами масляной живописи.
Худ. Tako Hajo Jelgersma, ок. 1795
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Tako_Hajo_Jelgersma_Grisaillebild.jpg/754px-Tako_Hajo_Jelgersma_Grisaillebild.jpg)
Мантенья. "Введение культа Кибелы в Риме", ок. 1500
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Andrea_mantegna%2C_introduzione_del_culto_di_cibele_a_roma%2C_1505-06%2C_01.jpg/1280px-Andrea_mantegna%2C_introduzione_del_culto_di_cibele_a_roma%2C_1505-06%2C_01.jpg)
Очень любили, особенно в Нидерландах эпохи Раннего Возрождения, в технике гризайля делать створки полиптихов всяких, в первую очередь триптихов. Наружные, в закрытом виде, были серыми, как бы с рельефами-статуями, а когда алтарь раскрывали, оттуда вырывались радуги красок.
Гентский алтарь (закрытый)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d4/Lamgods_closed.jpg)
Открытый
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8c/Lamgods_open.jpg/1024px-Lamgods_open.jpg)
Вот створка крупно ("Иоанн Креститель")
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b3/Jan_van_Eyck_-_The_Ghent_Altarpiece_-_St_John_the_Baptist_-_WGA07685.jpg)
Ян ван Эйк. Дрезденский Триптих, ок. 1427
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Jan_van_Eyck_-_Small_Triptych_%28outer_panels%29_-_WGA07615.jpg)
Открытый
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/Dresden-triptych-4394.jpg/1024px-Dresden-triptych-4394.jpg)
Но художники достаточно рано поняли, что обесцвечивание делает картинку более эмоциональной, если сюжет важен.
У Гольбейна Старшего есть целый цикл "Серые Страсти Христовы", 1492-1500. Это створки триптиха, центральная часть которого (реальная скульптура) ныне утеряна.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Grey_Passion.jpg)
"Поцелуй Иуды"
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Hans_Holbein_d._Ä._015.jpg)
Брейгель. "Успение девы Марии". 1594
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ee/Pieter_Bruegel_the_Elder_-_Death_of_the_Virgin_-_WGA03468.jpg)
Тициан. Купидон с колесом Фортуны, ок. 1520
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/81/Titian-love-fortune-death-1520.jpg/848px-Titian-love-fortune-death-1520.jpg)
И, конечно, это было необходимо для изображения ночи. (Хотя гравюра и карандашный рисунок психологически мешали большинству художников увлекаться этим методом - зачем заморачиваться маслом, если можно проще?)
Джозеф Райт. Озеро с замком на холме. 1787
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Joseph_Wright_-_Lake_with_Castle_on_a_Hill.jpg)
В 19 веке все это, конечно, научились экспрессивнее делать.
Józef Pankiewicz. Дорога ночью, ок. 1850
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/Dorozka_w_nocy.jpg)
Пейзажи ночные назывались "ноктюрнами" (т.е. "ночные"), однако вообще в ноктюрнах можно было абсолютно все цвета использовать.
Frank Boggs - Quai a la Seinie, Paris, au Clair de Lune, 1898
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/46/Frank_Boggs_-_Quai_a_la_Seinie%2C_Paris%2C_au_Clair_de_Lune_-_Google_Art_Project.jpg/1242px-Frank_Boggs_-_Quai_a_la_Seinie%2C_Paris%2C_au_Clair_de_Lune_-_Google_Art_Project.jpg)
Пейзажи производят меньшее впечатление, чем картины с сюжетом.
Николай Ге. "Совесть. Иуда", 1891
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/Nikolaj_Nikolajewitsch_Ge_002.jpg)
Делал ли так в конце 19 - начале 20 века, кроме Ге и Куинджи - я не знаю, наверняка делал, но не из первого ряда мастеров, те тогда постимпрессионизмом начали увлекаться.
Ну и продолжение традиции в ХХ веке
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/958182/958182_original.jpg)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →