Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Черное на черном!

Многих в прошлый раз зацепили две картины, изображающие Христа в Гефсиманском саду. Тем, как это сделано -- одним цветом, без любых ярких красок. Некоторые написали, что выглядит это новаторски. На самом деле, это ощущение -- просто от отсутствия насмотренности. Идею, что вещи можно изображать черно-белыми, люди придумали очень-очень давно.

Называется этот способ "гризайль" (от "грис", он же "грей" - серый).

Николай Ге. В Гефсиманском саду. 1869-80



Архип Куинджи. "Христос в Гефсиманском саду", 1901


Совершенно логично, что гризайль использовали для изображения двух вещей: ночи и камня (то есть, изображения рельефов).

Писать как бы статуи серым во-первых было выгодно финансово: это обходилось гораздо дешевле, чем ставить настоящие каменные или гипсовые рельефы. Ну, и потом, на деревянный потолок такую тяжесть не прилепишь, а если потшукатурить хорошо и грамотного мастера позвать, то он за каменный сойдет. Издалека, по крайней мере.

Базилика святого Мартина в Вайнгартене


Château de Tanlay


Еще художники писали такие картины, например, натюрморты, чтобы продемонстрировать свое виртуозное мастерство, создать обманку средствами масляной живописи.

Худ. Tako Hajo Jelgersma, ок. 1795


Мантенья. "Введение культа Кибелы в Риме", ок. 1500


Очень любили, особенно в Нидерландах эпохи Раннего Возрождения, в технике гризайля делать створки полиптихов всяких, в первую очередь триптихов. Наружные, в закрытом виде, были серыми, как бы с рельефами-статуями, а когда алтарь раскрывали, оттуда вырывались радуги красок.

Гентский алтарь (закрытый)


Открытый


Вот створка крупно ("Иоанн Креститель")


Ян ван Эйк. Дрезденский Триптих, ок. 1427


Открытый


Но художники достаточно рано поняли, что обесцвечивание делает картинку более эмоциональной, если сюжет важен.

У Гольбейна Старшего есть целый цикл "Серые Страсти Христовы", 1492-1500. Это створки триптиха, центральная часть которого (реальная скульптура) ныне утеряна.


"Поцелуй Иуды"


Брейгель. "Успение девы Марии". 1594


Тициан. Купидон с колесом Фортуны, ок. 1520


И, конечно, это было необходимо для изображения ночи. (Хотя гравюра и карандашный рисунок психологически мешали большинству художников увлекаться этим методом - зачем заморачиваться маслом, если можно проще?)

Джозеф Райт. Озеро с замком на холме. 1787


В 19 веке все это, конечно, научились экспрессивнее делать.

Józef Pankiewicz. Дорога ночью, ок. 1850


Пейзажи ночные назывались "ноктюрнами" (т.е. "ночные"), однако вообще в ноктюрнах можно было абсолютно все цвета использовать.

Frank Boggs - Quai a la Seinie, Paris, au Clair de Lune, 1898


Пейзажи производят меньшее впечатление, чем картины с сюжетом.

Николай Ге. "Совесть. Иуда", 1891


Делал ли так в конце 19 - начале 20 века, кроме Ге и Куинджи - я не знаю, наверняка делал, но не из первого ряда мастеров, те тогда постимпрессионизмом начали увлекаться.

Ну и продолжение традиции в ХХ веке



Tags: теория
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal