Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Задушил жену по просьбе любовницы

Асфиксия в живописи и изящная уроженка Толедо, которой сильно не повезло с законным мужем. Изучаем средневековую миниатюру и французскую академическую живопись.

Новый выпуск традиционной рубрики "омерзительное искусство": за обедом не читать, детям не показывать.



Хорошо идет что-то в этой рубрике французская династия Меровингов (про сожжение заживо принцессы, про попытку убийства крышкой сундука). Вот новая история про злокозненную королеву Фредегонду и ее путь к власти.

Жила-была в Толедо VI века н.э. дочь вестготского короля по имени Галесвинта. У нее была сестра по имени Брунгильда, которая прославилась тем, что ее насмерть привязали к хвосту лошади, но об этом как-нибудь потом.

Однажды к ее папе приехали свататься послы короля франков Хильперика I, который, конечно, размером земель был очень завидный жених, а вот размером совести отнюдь нет. Ибо, как доносили послы-шпионы, предыдущую свою жену Аудоверу, когда она его сильно достала, он услал в монастырь из-за козней своей любовницы Фредегонды, которая была служанкой этой королевы.

Дело было так: у Аудоверы родился ребенок, она решила его окрестить, стала искать крестную мать, как-то сложно оказалось найти кандидатуру. И королева, послушавшись совета служанки Фредегонды, окрестила дочь сама. А король радостно сказал: "а мы теперича кумовья, а им быть женатыми церковь запрещает, брак расторгнут, до свиданья".

Альбер Меньян. "Изгнание Аудоверы". 19 век.


Бывшая королева Аудовера сначала очень расстраивалась, но когда узнала, что дальше в личной жизни Хильперика происходило, стала радоваться, что так легко выкрутилась.

Но Аудовера была знатной дамой, а Фредегонда - непонятно какого роду. Жениться на ней любовничек не желал. Ему хотелось настоящую принцессу. Вот он и отправил послов в Испанию за дочерью короля. Переговоры долго длились, но наконец, папа согласился, жених пообещал, что выгонит Фредегонду, и невеста отправилась венчаться.

"Свадьба Хильперика и Галесвинты". Миниатюра 15 века


Но вычеркивать Фредегонду из своего сердца новобрачный, естественно, не стал. Ишь чего захотели. Мало ли чего он наобещал. Хотя действительно отослал ее от двора.

Альма-Тадема. "Фредегонда наблюдает за свадьбой Хильперика и Галесвинты".


Король обращался со своей королевой крайне невежливо, почестей не отдавал, хамил, рыгал, постоянно рассказывал, какая Фредегонда, его любимая, замечательная, а она, жена - дура, и зачем он их послушался. Не прошло и года после свадьбы, как Галесвинта сказала, что она забирает свое большое приданое и возвращается домой.

Большая ошибка.
Девочки, записывайте, если планируете сбежать от абьюзера, не ставьте его об этом заранее в известность. А то заголовки "Лайф-ньюс" гарантированы. Посмертно. Делать это лучше тихо.

Итак. Муж дико разозлился. Но после этого грандиозного скандала притворился добрым, пообещал жене, что больше никогда не будет вспоминать Фредегонду, уложил жену в кровать, погладил по головке, накрыл одеялом, сказал, что ему в душ, и вышел из комнаты.

А за дверью сказал слугам: "задушите ее".
Что и было сделано.

На гравюре 19 века.


Историю эту никто особо скрывать не пытался. Тем более, что Фредегонду сразу вернули ко двору и в постель, и через некоторое время король на ней женился, причем окончательно, больше жен не было у него.

Французские миниатюристы обожали рисовать этот сюжет, только у них король всегда убивает жену собственноручно, либо голыми руками, либо белым полотенчиком. Вафельным, я полагаю.



Это рукописи 14-15 веков, то есть почти тысячелетие прошло со времени описываемых событий, на особую достоверность изображений не очень рассчитывайте, в вопросе деталей.



Ложась в постель, люди короны, разумеется снимали - неудобно же. Но миниатюристам они нужны, чтобы обозначить, кто нарисован.





Вот здесь Фредегонда подглядывает: молва считала, что это она придумала этот план.



А вот тут еще какая-то вторая баба, загадочная, наблюдает.



Какой-то нескончаемый поток рисунков. Такое ощущение, что эти монахи-иллюстраторы что-то свое, потаённое, этим сублимировали...



Вот здесь кто-то пытался королю лицо стереть. Не одобрял читатель, значицца, поступок короля.



Тут веревка прям даже. Хозяйственный, предусмотрительный!



А вот тут не побоялся отпечатки пальцев оставить.



И даже "молилась ли ты на ночь, Дездемона", не спросил -- сразу душить...



После того, как средневековье кончилось, второй всплеск интереса к теме художники испытали в 19 веке, когда знать родную историю стало модно, но учить ее было скучно, и поэтому взгляд цеплялся за самое смачное.

Худ. Philastre Fils


Прочие, однако, не были столь откровенны в изображении своих фантазий БДСМ, и писали на тему смерти Галесвинты все-таки поделикатнее.

Жан-Поль Лоран, 1906


Тут тоже Фредегонда в кадре. И веревка.

Худ. Louis-Charles-Auguste Couder


На сегодня все, надеюсь, я расцветила новыми радостными красками ваш рабочий день.

Не забываем покупать мою книгу "Омерзительное искусство", в магазинах она еще есть
https://www.labirint.ru/books/630406/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/144097458/
за границу они доставляют, онлайн-платежи принимают.

Tags: женщины убитые, омерзительное искусствоведение, франки
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag