Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

"Сперва добейся" для разных категорий людей разное

Когда говорят про произведения искусства, "рекорды" бывают не только абсолютные, но и относительные. Есть картины, которые знаменитые и изучаются "в школе", потому что они при любом раскладе гениальные, это с первого взгляда видно, даже не зная их авторов. А есть те, которые завоевали свою высокую репутацию в первую очередь по той причине, что были выдающимися именно в своих условиях, на общем фоне.


August Riedel - Felice Berardi aus Albano - 1842

Пример: Иван Никитин, Вишняков, Рокотов, Брюллов -- они знаменитые именно что русские художники, а не мировые. Действительно, в условиях Российской империи, которая за короткий период от Петра Великого стремительно догоняла весь тот реализм, который Западная Европа с XV века пестовала, они были выдающимися мастерами. Но если взять их аккуратненько, и ровно с теми же работами поместить в ситуацию современного им итальянского или французского искусства -- ничем особо выделяться на общем фоне они не будут, существовали в тот период гении и сильно получше их. (Также по теме "Почему Репин дешевле Кандинского").

Тут, правда, другой аспект: если б условный Рокотов формировался как художник не в Российской империи, среди трех березок, а в Западной Европе, с ее густым подлеском предшествующих произведений искусства, в гораздо более крепком и питательном бульоне культуры, то и работы, вероятней всего, у человека, родившегося ровно с такими же способностями, но получившего гораздо лучшую школу, были бы уровнем лучше.


Гейнсборо. Мистер и миссис Эндрюс. Ок. 1750

Если здоровый человек пробежит километр за 10 минут -- ну ок. Если это сделает человек, попавший в аварию, повредивший спину, несколько лет пролежавший лежнем в постели, и после этого занявшийся восстановлением своего здоровья -- это будет супер. Результат -- один и тот же. Оценка свершения -- разная.

То есть, представляете: берем близнецов, разлучаем их, одного в столице растит гувернер, приходящие учителя, он тайком с семи лет читает дядюшкину библиотеку классиков, потом его отдают в Царскосельский лицей, затем в Московский Университет, он тусуется с лучшими поэтами и писателями своей эпохи, ездит на лекции в Париж и т.п. И пишет великолепные стихи.
Второй растет в деревне за Уралом, читать научился сам в семь лет по случайно найденной Псалтыри, юношей пешком доходит до Питера, работает грузчиком и на досуге тоже пишет стихи. Понятно, что врожденный талант у них обоих может быть одинаковым. Но шлифовка школой, обучением, дает совсем разный результат. И стихи второго будут сильно уступать стихам первого. И оценить произведения уральского самородка (или наивного художника) смогут только те, у кого развиты дегустационные и аналитические способности, кто способен увидеть в них истинное чувство, понять наивное очарование.

Теперь вернемся к моей любимой теме -- женщинам-художникам. Я люблю про нее рассказывать, потому что на несовершенных произведениях, на работах аутсайдеров, гораздо проще заметить закономерности общего развития, чем на идеальных работах, на шедеврах (большинство шедевров создано мужчинами). Женщины-художники на протяжении тысячелетий -- это как раз вот эти уральские самородки или вставшие на беговую дорожку бывшие паралитики. Которые смогли начать рисовать, несмотря на то им тысячелетия в этом мешали, ограничивая любой доступ к образованию и свободному времени (Подробно тыц: почему мы знаем так мало художниц: тыц: как помешать женщинам творить).

Поэтому, увы, работы большинства женщин-художников надо судить не по гамбургскому счету абстрактной красоты произведения искусства, а держа в уме те усилия, которые им приходилось вкладывать, чтобы сначала хотя бы добиться возможности его создать.

Это все размышления были по поводу этого поста коллеги.

Оригинал взят у tito0107

Множество художников той, или иной эпохи, или страны (и совокупность художников вообще, "с древнейших времен и до наших дней") можно сравнить с айсбергом: наверху кучка гениев и больших талантов, ниже - огромная масса середнячков и просто плохих художников разной степени посредственности. Так вот, история искусств, по большей части, основывалась на изучении "вершины". Загляните в любую книжку, скажем, по итальянскому искусству 1 пол. 16 века. Непременно там будут Рафаэль, Микеланджело и Тициан, возможно, но не наверняка - Пальма Веккио и Доссо Доссии и уж почти 100% не будет там какого-нибудь Франческо Синьорелли и ему подобных художников.При этом нельзя сказать, что посредственности были полностью забыты, нет, их картины хранились в музеях, а поскольку они там хранились, то их изучали, но "посредственности" оставались маргиналами, они находились как бы на обочине истории искусства. Ситуация меняется в последние десятилетия, с развитием информационных технологий.
Впрочем, время от времени некий художник переносился из категории "посредственностей" в категорию "выдающихся" (над "водой", как вершина айсберга) и его начинали активно изучать и он стновился известным широкой публике. Иногда - потому, что действительно был большим талантом (Боттичелли). А иногда, интерес к нему возникал по каким-то другим причинам, скажем, если это был не художник, а художница. Представим на минуту, что картины Артемизии Джентиллески написаны мужчиной. Были бы они так известны? Гадать сложно, но высока вероятность, что они бы просто потерялись среди произведений многочисленных подражателей Караваджо.

А вот случай, когда художнице действительно повезло, что она родилась женщиной (благодарю shakko_kitsune за наводку). Речь о Плавтилле (Плаутилле) Нелли (1524-1588)*. Ее упоминает Вазари, но мало ли кого он упоминает. (Кстати, вот уж кому несказанно повезло - так это всем художникам, которые удостоились чести быть упомянутыми в его труде). А вот ее работы:


Вручение розария Св. Доминику


Видение Христа Св. Екатериной


Св. Екатерина Сиенская перед распятием с лилией


Оплакивание Христа


Благовещение.
ИМХО, самая лучшая из ее работ

Рисунки Плавтиллы Нелли говорят о незаурядном даровании, но далеко не всякий хороший рисовальщик становится хорошим живописцем.





И вновь я задаюсь вопросом: если бы картины Плавтиллы Нелли создал мужчина, заинтересовались бы ими женщины-реставраторы из ассоциации AWA? И не были бы они потеряны для истории искусств?



Tags: женщины-художники
Subscribe

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag