
"Весна 1945, разрушенный Берлин, в секретный бункер — последнее убежище Гитлера и Евы Браун, допущен фотограф американского журнала Life Вильям Вандиверт.
Он сделал фотографии бункера — диван, сломанная мебель, разбросанные в беспорядке бумаги и советские солдаты, контролирующие помещения. Несколько фотографий были опубликованы в 1945 году, как иллюстрации к репортажу с места событий.
Остальные снимки Вандиверта остались в архивах журнала. Недавно все фотографии из бункера Гитлера стали доступны в интернете.


На одной из них в углу помещения видна картина на канистрах в бензином с разбитым стеклом, упавшая со стены. На ней изображена молодая женщина, которая поправляет длинные пышные волосы. Пометка на фотографии сообщает, что это картина из Музея Милана.

Итальянский искусствовед из Турина Серена Д. Италия заинтересовалась картиной, изображенной на фотографии 70-летней давности. На первый взгляд, "Портрет" похож на известную работу Тициана Вечелио в Лувре "Портрет молодой женщины перед зеркалом". И это могла быть старая копия или вариация картины Тициана, что часто делали в мастерских ученики или сами художники, когда их картина становилась известной и пользовалась спросом.
(Прим. от shakko: слово "Портрет" в названии картины использовано ошибочно. Это жанровая картина, а не изображение конкретного человека. Картина Тициана официально называется "Женщина перед зеркалом").
История "Женщины перед зеркалом" известна. Картина находилась в Галерее герцогов Гонзага в Мантуе, затем была продана королю Англии Карлу I. После того как королю отрубили голову, его коллекцию выставили на аукцион, и "Портрет" работы Тициана Вечелио купили для короля Франции Людовика XIV и перевезли в Версаль. Женщина, изображенная Тицианом, может быть его возлюбленной Виолантой — дочерью художника Пальма дель Веккио. Та же модель встречается на других картинах Тициана и Пальма дель Веккио в 1515-20 годах.
(Прим. shakko: а еще есть версия, что это Лаура Дианти, любовница Альфонса д'Эсте, правда, цвет волос не очень совпадает).
Картина, которая была в бункере Гитлера, которую он захотел взть с собой в последнее убежище, написана художником Пальма дель Веккио в 1520 году. Та же молодая женщина, возможно, дочь художника Виоланта — возлюбленная Тициана, послужила ему моделью.
Оказалось, что картина "Портрет молодой женщины" известна, нашли её фотографию в каталоге Фонда Federico Zeri в Болонье (чёрно-белую, конечно).
(Прим. shakko: да, судя по фото, это не самостоятельная работа, а вариация картины Тициана. Не обязательно, что ее автор Пальма старший, со времен 1-й пол. ХХ века атрибуции оч. сильно меняются).

В самой полной книге о творчестве Пальма, автора Филипа Райландса есть эта фотография и описание картины, датируемой 1520 годом. Сведений об её истории немного — в 1934 году находилась в Чикаго в институте Искусства, никогда и нигде не выставлялась, и почти сразу после приобретения по неизвестным причинам была продана. Куда и кому — неизвестно.
Косвенные улики, помогающие предположить судьбу Портрета — куратор Института в Чикаго был немцем. Возможно, что в период восхождение к власти Гитлера именно к нему в Германию и уехала наша "Молодая женщина". Необъяснимо указание на миланский музей на фотографии из бункера, в музеях Милана такой картины не было, но речь могла идти о частной коллекции в Милане.
(Прим. shakko: гораздо правдоподобней предположить, что в Италии была еще одна копия картины, реквизированная нацистами, чем думать, что полотно перелетело через океан и попало в частную коллекцию фюрера).
Почему эта картина привлекла внимание Гитлера, и её поместили в секретный бункер?
«Может, она напоминала ему Еву Браун, — предполагает Серена Д. Италия. — Нацисты собрали в Германии картины со всей Европы, намерением было создание Музея в честь фюрера. Склады были переполнены шедеврами, и если из всех был выбран "Портрет молодой женщины" художника Пальма иль Веккио для этого должны были быть основания».
Что же особенного было в этой картине для Гитлера? Ответ на этот вопрос мы не знаем.
Где теперь эта картина неизвестно, через сколько десятилетий она появится на каком-нибудь аукционе? Пока следы её заканчиваются в мае 1945 года в бункере Гитлера, когда была сделана фотография".
- Источник статьи: интересный сайт про Италию и ее искусство, конкретней про Верону
- Спасибо А. Горбунову за присланную ссылку.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →