Килик мастера Брига. Ок. 480 г. до н. э. Музей Мартина фон Вагнера, Вюрцбург
За какую тему в европейском искусстве ни возьмись — все у древних греков уже было! Даже в изображении ситуаций, которые можно было бы объединить под общим хештегом #перепой, мы можем проследить богатую иконографическую традицию.
Обычно это сосуды с иллюстрациями на сюжет «симпосия» — ритуального пиршества. В нем участвовали свободнорожденные граждане-мужчины, а гостями-развлекателями были музыканты, актеры, гетеры и красивые юноши неназванной профессии.
На чашах и кувшинах, использовавшихся на этих праздниках, изображали веселые эпизоды из жизни: танцы, пиршества, однополый секс, распитие алкогольных напитков. Сценок с участием людей в последней кондиции, которых натурально рвет, тоже сохранилось немало.
Любопытно, что пьяница обычно страдает не в одиночестве, а в обществе гетеры или обнаженного эфеба: они поддерживают ему голову и волосы — высшая степень заботы! Рисовали подобное непотребство обычно на дне чаши, чтобы занимательная картинка не сразу попадалась на глаза участникам пиршества.
Наглядная агитация
Что пьянство — зло, греки тоже осознали очень рано, еще даже дистиллировать никто не научился. Сохранилось довольно большое количество текстов об этикете потребления спиртного. Приличный человек, достойный гражданин полиса, не должен был напиваться и вести себя по-скотски. Полностью отказаться от вина, конечно, никто не призывал: тогда это попросту был самый распространенный и безопасный напиток для утоления жажды, поскольку до великого открытия «кипячение воды убивает микробы» оставалось еще не одно тысячелетие. Но вино следовало пить сильно разбавленным: это спасало в жару, но не позволяло опьянеть.
ЧИТАТЬ МЕНЯ ДАЛЬШЕ НА САЙТЕ ЖУРНАЛА "Нож"