Из нашего импровизированного рейтинга самых покупаемых репродукций, самый поздний и меньше всего известный массовой публике художник -- это автор "Полуночников" Эдвард Хоппер. Тем не менее, речь идет лишь о нашей публике: в Штатах это один из самых известных художников ХХ века, причем его слава тем шире, что он реалист (а как вы понимаете, для прошлого столетия это белая ворона).
Он действительно очень хороший мастер, давайте глянем.
Хоппер родился в 1882 году, и прожил больше восьмидесяти лет: он скончался в 1967 году. То есть он успел увидеть главное в кипении арт-жизни столетия. Например, он учился в Париже перед Первой Мировой войной, то есть застал весь кипеж авангардистов и начало абстракционизма. Наверняка чем-то из этого он заразился, как было устоять, но точно мы не знаем -- работы 1915-1920 годов он уничтожил. Видимо, он точно знал, что надо найти свое место в жизни, свой язык, и его нащупывал. Тем более, что тогда ему хотелось стать не большим живописцем, а книжным иллюстратором (ну и родители настаивали, чтобы он учился рисовать так, чтобы всегда можно было найти нормальную работу). Позже о своем парижском периоде Хоппер говорил, что о Пикассо кажется, вообще, ни разу тогда не слышал...
И к 1920-м годам, уже зрелым дяденькой, он эту манеру нашел. Это реалистичные, иногда фотографичные изображения. Уникальным их делает характер автора (как это бывает со всеми хорошими авторами, собственно). Это меланхолия, одиночество, горечь, тоска в большом ночном городе, залитым жестоким электрическим светом. Иногда его произведения вообще в "магический реализм" записывают.
"Полуночники", 1942
Когда его постиг успех, Хоппер уволился из рекламного агентства (знающие люди тут кивают: "вот что держало-то его в рамочках адеквата и не позволяло скатиться в дурдом авангардиста!". Возможно, частица правоты тут есть; в любом случае, стилистика рекламных плакатов, только не до ломоты зубовной жизнерадостных, а ровно наоборот, иногда проскакивает в мазках и заливках Хоппера).
Успех этого застенчивого интроверта, кстати, постиг во многом потому, что в 1923 году он женился на Джозефине Нивисон, художнице -- у которой таланта было поменьше. Зато она была очень общительная, солнечная, улыбающаяся, с массой друзей. Она начала проталкивать его работы на выставки, и в общем, раскрутила мужа.
Его девиз был "If you could say it in words, there would be no reason to paint".
Его эффект на американскую культуру огромен.
Вот интересная статья об его влиянии на другие жанры, в т.ч. кино (англ.яз.)
Еще немного картин
Понравился? Какое настроение он порождает, по ощущениям? Хочется его повесить дома?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →