П. Пикассо. "Мандолина и гитара". 1924, Музей Гугенхайм
Тема гитары повторяется в работах Пикассо из картины в картину. Главная серия "Гитары" была создана в 1912-1914 годах. А всего с 1903 по 1927 год Пикассо сделал около сотни полотен и коллажей, где фигурирует гитара (впрочем, порой надо быть очень проницательным зрителем, чтобы догадаться -- на полотне именно гитара).
Полную галерею можно посмотреть на сайте, посвященном художнику
Возвращался он к этой теме и в поздние годы, правда намного реже. Кроме того, в 1912-4 годах он сделал скульптуры на эту тему: одну из бумаги, картона и проволоки, другую из листового металла.
П. Пикассо. "Натюрморт с гитарой", 1912. МОМА
Зачем он это делал? Исследователи говорят, что Пикассо будто пытался понять, как устроена сама музыка, что он будто разбирал инструмент и собирал его заново. Тогда Пикассо увлекался стилем кубизм (сначала аналитическим, а потом синтетическим), и гитара, с ее извивистыми, женственными формами, вероятно, казалась ему очень интересной "натурщицей", потому что придать ей кристаллическую форму, расчленить на грани - достаточно сложно.
П, Пикассо. "Гитара J`aime Eva", 1912
Этот цикл картин сначала шокировал зрителей, а потом стал одной из визитных карточек художника. (Впрочем, у него этих "визитных карточек" было так много...) И, разумеется, вошел в визуальный набор узнаваемых символов ХХ века. Поэтому нет ничего странного, что один современный гитарист рискнул заказать себе гитару в стиле Пикассо.
Гитара, которая получила имя Pikasso (через букву "кей"), была создана Линдой Мэнцер в 1984 году для известного американского гитариста Пэта Мэтини. Идея ее дизайна, который Мэнцер и Мэтини разрабатывали вместе, родилась из заказа музыканта "сделать гитару с настолько большим количеством струн, насколько это возможно".
В 1992 году Scott Chinery, обладатель огромной коллекции музыкальных инструментов, попросил Линду повторить гитару в сугубо акустическом варианте. Она получила имя "Pikasso II" и сейчас находится в Бостонском музее изящных искусств.
"Pikasso II"
Действительно, оба реальных музыкальных инструмента напоминают картины Пикассо. В первую очередь, своим видимым безумием, которое на самом деле подчинено железной логике.
П. Пикассо. Натюрморт с гитарой, 1942.
К слову, у Пикассо еще есть и большая серия, посвященная скрипкам. Но увы, классические музыканты настолько консервативны и никогда не рискнут заказать дизайн скрипки Пикассо...