![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Rogier_van_der_Weyden_-_The_Last_Judgment_%28detail%29_-_WGA25648.jpg)
В предыдущей главе было про то, как Антихриста (Зверя из моря) и Лжепророка (Зверя из земли) бросили в озеро кипящей серы. Однако Сатана пока еще оставался непобежденным. Вот пришел и его черед.
Глава 20 (современный перевод)
1 И я увидел, что с неба спускается ангел с ключом от Бездны, в руке у него большая цепь.
Упомянутая Бездна -- это не ад, а совершенно отдельное место, огромная пещера под поверхностью земли, где содержались особенные грешники, а также всякая нечисть (в одной из прошлых глав ее распечатала упавшая звезда, и поползла саранча оттуда). Витраж Йоркского собора, 1408
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/York_Minster_-_Bottomless_pit.jpg/721px-York_Minster_-_Bottomless_pit.jpg)
2 Он схватил дракона — это древний Змей, то есть Дьявол и Сатана, — связал его на тысячу лет,
Ангел (предположительно Михаил) борется с Сатаной и заковывает его в цепи. Уильям Блейк, ок. 1805
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Angel_Michael_Binding_Satan_by_W.Blake_%28c._1805%29.jpg)
3 бросил в Бездну, запер и сверху запечатал печатью, чтобы он не вводил народы в обман, пока не пройдет тысяча лет.
Печать, которой будет запечатана Бездна (часто вход в нее рисуют похожей на колодец, или на пещеру), это аналог печати, которой был запечатан Гроб Господен - для контроля. Здесь Сатана неправильный нарисован -- по тексту это должен быть девятиглавый Красный дракон, знакомый нам уже. Лютеровская библия, 1534
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Rev.20.Binding.Luther.p.110.b.jpg)
Потом его надо будет освободить ненадолго.
В стихе выше сразу дается пророчество, что Сатана все-таки не побежден окончательно.
А вот здесь Дракон-Сатана корректно нарисован, даже с рогами и коронами. Худ. Родни Мэтьюс, наши дни.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/630457/630457_original.jpg)
4 И я увидел престолы, на которые сели те, кому дана власть судить.
Бог сидит в центре на троне, но вокруг него уже не 24 старца, к которым мы привыкли, а новые судьи.
Илл. из старообрядческой книги.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/Apokalipsis_trekhtolkoviy_%281909%29_61_-_Thrones.jpg)
Это души обезглавленных за свидетельство об Иисусе и за Слово Божье; они не поклонились зверю и его изображению и не поставили себе клейма на лоб и на руку.
История этих судий: в нижнем регистре им рубят головы за отказ поклониться Зверю из моря. Слева, как обычно, стоит свидетель-Иоанн. В центральном регистре летит Ангел, у него в руках полотнище с душами этих верующих мучеников. И, наконец, наверху они сидят уже в образе судий. Миниатюра 13 века
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Judgement_and_first_resurrection_-_The_final_battle_Wellcome_L0029284_crop1.jpg/1139px-Judgement_and_first_resurrection_-_The_final_battle_Wellcome_L0029284_crop1.jpg)
Они возвратились к жизни и царствовали с Христом тысячу лет. 5 А остальные мертвые не возвратились к жизни, пока не пройдет тысяча лет. Это первое воскресение.
В центре возлежит Христос, по бокам фигуры взрослых - это воскресшие судьи, бывшие мученики за Христову веру. Голые младенцы -- изображения воскресающих душ. Под ними -- гробы с мертвыми телами. Эти иллюстрации подразумевают, что данное первое воскресение не будет телесным. "Остальные мертвые", которых не воскресили, это и язычники, и веровшие в Христа, но не ставшие мучениками за веру, а умершие своей смертью.
Апокалипсис Douce, 13 век
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Douce_Apocalypse_-_Bodleian_Ms180_-_p.086_First_Resurrection.jpg/1010px-Douce_Apocalypse_-_Bodleian_Ms180_-_p.086_First_Resurrection.jpg)
6 Счастлив и свят тот, кто получит жизнь при первом воскресении! Над ними вторая смерть не имеет власти, и они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать вместе с Ним тысячу лет.
Сидеть с Христом и быть его судьями священниками на небе он еще до Распятия обещал своим апостолам, так что они в их числе будут. Вот эта фраза, что после "первого воскресения" начнется Тысячелетнее царство Бога, породило огромное количество теорий и течений (см. хилиазм или милленаризм), пересказывать даже не буду пытаться.
Фра Анжелико, "Страшный суд" (фрагмент) 1429
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Fra_Angelico%2C_Last_Judgment%2C_1429%2C_Gemaldegalerie%2C_Berlin_%284%29_%2839305056505%29.jpg/1024px-Fra_Angelico%2C_Last_Judgment%2C_1429%2C_Gemaldegalerie%2C_Berlin_%284%29_%2839305056505%29.jpg)
7 А когда пройдет тысяча лет, Сатану выпустят из тюрьмы,
Сатана (здесь не Дракон, а более привычный нам "ангел") не сам вырвался из Бездны, а был нарочно выпущен Божественными силами. Возможно, чтобы его возмездие постигло тех, кто за время Тысячелетнего царства слишком расслабился и начал грешить. Худ. Берни, 19 век
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b9/Apocalypse_35._The_loosing_of_Satan._Revelation_cap_20_v_7._Burney._Phillip_Medhurst_Collection.jpg/904px-Apocalypse_35._The_loosing_of_Satan._Revelation_cap_20_v_7._Burney._Phillip_Medhurst_Collection.jpg)
8 и он опять отправится обманывать народы со всех четырех концов земли, то есть Гога и Магога, чтобы собрать их всех на войну.
Сатана соблазняет дикие народы из далеких степей и пустынь, названные "Гог и Магог" (также, как в Ветхом завете), идти воевать против Бога. Миниатюра 13 века
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Toulouse_ms_815-049v-Gog%26Magog.jpg)
Число их как песок морской. 9 Они покрыли собой всю землю и окружили стан святого народа и любимый город Божий.
У христиан есть стан (лагерь) и город (Иерусалим?), но их власть не распространяется на всю землю, а достаточно ограничена, так что Гог и Магог могут окружить их. Здесь эти племена ведомы Красным драконом, изображенным зеленым. Дракон выходит из Адской пасти (в левом нижнем углу), это так выпустившая его Бездна изображена. Миниатюра 15 века.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ee/BL_Royal_MS_19_D_III_f._603_-_Apocalypse_crop4.jpg)
Но с неба сошел огонь и пожрал их.
Апокалипсис герцогов Савойских, 15 век.
10 Дьявол, обманывавший их, был брошен в озеро с горящей серой,
где уже находится зверь с лжепророком.
Озеро с горящей серой, располагающееся в аду, здесь тоже изображено в виде Адской пасти: это две симметричные большие головы с огромными зубами, а также голубые головы в самом низу. Но эти головы не являются отдельными персонажами. Персонажи изображены в этой пасти, горящими в огне: внизу коричневый Дракон-Сатана с голубыми нимбами, левее повыше -- нижняя половина леопардового туловища Зверя из моря, тогда получается что лиловый -- это лжепророк-Зверь из земли. Красным крюком огонь поддерживает какой-то неназванный черт, обратите внимание, у него на попе тоже лицо. Миниатюра 14 века
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/98/Cloisters_Apocalypse_-_Dragon_and_the_Beasts_cast_into_Hell.jpg/1188px-Cloisters_Apocalypse_-_Dragon_and_the_Beasts_cast_into_Hell.jpg)
И будут их мучить днем и ночью во веки веков.
Здесь тоже изображена Адская пасть, но более подробно. Кроме Зверей там мучаются грешники, а огонь обслуживает множество чертей. Georgios Klontzas, греческая икона "Страшного суда" 16 век
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5a/KLONTZAS_GEORGIOS_End_of_16th_cent_The_Second_Coming_detail_The_Hell.png/905px-KLONTZAS_GEORGIOS_End_of_16th_cent_The_Second_Coming_detail_The_Hell.png)
11 И я увидел огромный белый престол
Белый престол символизирует неприступную чистоту.
В этом триптихе слева, видимо, запятнанные кровью одеяния всадника на белом коне из предыд. главы, и обручальное кольцо Агнца. Рядом с троном изображена Книга. Худ. Нэнси МакГрегор, наши дни.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/728587/728587_original.jpg)
и Сидящего на нем. От лица Его земля и небо обратились в бегство, и уже не найти их!
Бог такой страшный, что от него бегут "земля и небо", т.е. фактически материальная вселенная, потому что он берется за ее переделку. На картине не пропустите меч от уст. Тинторетто. Страшный суд (фрагмент), 1560-62
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/83/Madonna_dell%27Orto_%28Venice%29_-_Choir_-_The_Last_Judgment_by_Jacopo_Tintoretto_crop1.jpg)
12 Я увидел мертвых, великих и малых, стоявших у престола.
И вот начинается Страшный суд, к которому мы, мой выносливый читатель, шли с января, уже 19 глав. В нижнем регистре, откинув крышки из гробов, из земли выбираются мертвецы. В середине трубят ангелы: хотя по тексту в этой главе их нет, но образ трубящих ангелов был такой мощный ранее, что он появляется фактически во всех католических работах на эту тему.
Мигель Хименес. "Страшный суд". 1480-е
Открыли книги, затем была открыта еще одна книга. Это книга жизни. И судили мертвых по их делам, согласно записям в книгах.
Упоминаются два рода книг, в первой записаны дела людей. Вторая — Книга жизни, которая уже упоминалась в предыд. гл. Те, чьи имена в нее не записаны, переданы на уничтожение. Миниатюра 14 века
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b2/Cloisters_Apocalypse_-_Last_Judgment.jpg/868px-Cloisters_Apocalypse_-_Last_Judgment.jpg)
13 Море отдало мертвецов, что были в нем,
Утопленников, естественно, не могли похоронить по положенным религиозным обрядам. Однако согласно Книге, что было новаторство, это не помешает им при Страшном суде получить положенное.
Фредерик Лейтон, "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем". 1892
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/53/Lord_Leighton_Frederic_-_And_the_Sea_Gave_Up_the_Dead_Which_Were_in_It_-_Google_Art_Project.jpg/768px-Lord_Leighton_Frederic_-_And_the_Sea_Gave_Up_the_Dead_Which_Were_in_It_-_Google_Art_Project.jpg)
а смерть и ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам.
Море, Смерть и Ад здесь выступают как отдельные персонажи, которые отдают мертвецов. На илл. их имена подписаны рядом. Это образы демонической стихии, сатанинского бытия, темные бездны, в которые погружены люди (поэтому в следующей главе говорится, что в Царствии Небесном нет моря).
Старообрядческая рукопись, ок. 1800
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Walters_Ms._W917_-_Apocalypse_by_Andrew_of_Caesarea_f.198v_The_delivering_up_of_the_dead.jpg/537px-Walters_Ms._W917_-_Apocalypse_by_Andrew_of_Caesarea_f.198v_The_delivering_up_of_the_dead.jpg)
Ставлю еще несколько иллюстраций, про то как во время "второго воскресения" воскрешают мертвецы.
Великолепный часослов Герцога Беррийского, 15 век.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/Folio_34v_-_Christ_in_Glory.jpg)
Пустые гробы.
Фра Беато Анжелико, "Страшный суд", (фрагмент) 1430-е
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3a/Fra_Angelico_011.jpg/629px-Fra_Angelico_011.jpg)
14 Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть — огненное озеро.
Смерть и Ад -- это конкретные персонажи, а не переносные. И их тоже кидают в огонь.
Тед Ларсен, 2000-е
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/538374/538374_original.jpg)
15 Кого не нашли записанным в книге жизни, того бросили в огненное озеро.
Теперь в огонь бросают уже обычных людей, язычников или грешников.
Мемлинг, "Страшный суд" (фрагмент), 1460-е
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6f/Memling%2C_giudizio_universale_17.jpg)
***
5, всего 5 последних стихов этой главы -- собственно, единственное, чего конкретно в Новом Завете сказано о Страшном суде.
Именно основываясь на этих 5 строчках европейское искусство и получило вот эту огромную и сложную иконографию страшного суда.
Ну ок, вдобавок еще на паре обмолвок в других местах Нового Завета, ветхозаветных пророчествах, многочисленных апокрифических текстах и токованиях комментаторов.
Эти произведения искусства имеют примерную cхему, давайте попробуем научиться ее читать.
Мемлинг, "Страшный суд". 1460-е.
Слева -- спасенные души идут в Рай, справа -- проклятые души летят в ад (огненное озеро). В центре наверху Христос с судиями, в центре внизу может быть что угодно, здесь -- Святой Михаил, взвешивающий души. Вокруг него -- воскрешение мертвецов.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Hans_Memling_-_Last_Judgment_Triptych_%28open%29_-_WGA14829.jpg/1024px-Hans_Memling_-_Last_Judgment_Triptych_%28open%29_-_WGA14829.jpg)
Фра Беато Анжелико, "Страшный суд", 1430-е.
Отличие схематическое только в том, что вместо Михаила тут гробы открытые
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Fra_Angelico_009.jpg/1280px-Fra_Angelico_009.jpg)
Православную икону Страшного суда рассказывать не буду, там все намного-намного сложнее.
Босх. "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи", нач. 16 века
Вариант только с воскрешением мертвых внизу
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/Jheronimus_Bosch_4_last_things_%28Last_Judgment%29.jpg)
Вариант только со спасенными и проклятыми душами.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/Kn28-1117_124v.jpg/569px-Kn28-1117_124v.jpg)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (потерпите, осталось немного)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author