В предыдущей главе было про то, как Антихриста (Зверя из моря) и Лжепророка (Зверя из земли) бросили в озеро кипящей серы. Однако Сатана пока еще оставался непобежденным. Вот пришел и его черед.
Глава 20 (современный перевод)
1 И я увидел, что с неба спускается ангел с ключом от Бездны, в руке у него большая цепь.
Упомянутая Бездна -- это не ад, а совершенно отдельное место, огромная пещера под поверхностью земли, где содержались особенные грешники, а также всякая нечисть (в одной из прошлых глав ее распечатала упавшая звезда, и поползла саранча оттуда). Витраж Йоркского собора, 1408
2 Он схватил дракона — это древний Змей, то есть Дьявол и Сатана, — связал его на тысячу лет,
Ангел (предположительно Михаил) борется с Сатаной и заковывает его в цепи. Уильям Блейк, ок. 1805
3 бросил в Бездну, запер и сверху запечатал печатью, чтобы он не вводил народы в обман, пока не пройдет тысяча лет.
Печать, которой будет запечатана Бездна (часто вход в нее рисуют похожей на колодец, или на пещеру), это аналог печати, которой был запечатан Гроб Господен - для контроля. Здесь Сатана неправильный нарисован -- по тексту это должен быть девятиглавый Красный дракон, знакомый нам уже. Лютеровская библия, 1534
Потом его надо будет освободить ненадолго.
В стихе выше сразу дается пророчество, что Сатана все-таки не побежден окончательно.
А вот здесь Дракон-Сатана корректно нарисован, даже с рогами и коронами. Худ. Родни Мэтьюс, наши дни.
4 И я увидел престолы, на которые сели те, кому дана власть судить.
Бог сидит в центре на троне, но вокруг него уже не 24 старца, к которым мы привыкли, а новые судьи.
Илл. из старообрядческой книги.
Это души обезглавленных за свидетельство об Иисусе и за Слово Божье; они не поклонились зверю и его изображению и не поставили себе клейма на лоб и на руку.
История этих судий: в нижнем регистре им рубят головы за отказ поклониться Зверю из моря. Слева, как обычно, стоит свидетель-Иоанн. В центральном регистре летит Ангел, у него в руках полотнище с душами этих верующих мучеников. И, наконец, наверху они сидят уже в образе судий. Миниатюра 13 века
Они возвратились к жизни и царствовали с Христом тысячу лет. 5 А остальные мертвые не возвратились к жизни, пока не пройдет тысяча лет. Это первое воскресение.
В центре возлежит Христос, по бокам фигуры взрослых - это воскресшие судьи, бывшие мученики за Христову веру. Голые младенцы -- изображения воскресающих душ. Под ними -- гробы с мертвыми телами. Эти иллюстрации подразумевают, что данное первое воскресение не будет телесным. "Остальные мертвые", которых не воскресили, это и язычники, и веровшие в Христа, но не ставшие мучениками за веру, а умершие своей смертью.
Апокалипсис Douce, 13 век
6 Счастлив и свят тот, кто получит жизнь при первом воскресении! Над ними вторая смерть не имеет власти, и они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать вместе с Ним тысячу лет.
Сидеть с Христом и быть его судьями священниками на небе он еще до Распятия обещал своим апостолам, так что они в их числе будут. Вот эта фраза, что после "первого воскресения" начнется Тысячелетнее царство Бога, породило огромное количество теорий и течений (см. хилиазм или милленаризм), пересказывать даже не буду пытаться.
Фра Анжелико, "Страшный суд" (фрагмент) 1429
7 А когда пройдет тысяча лет, Сатану выпустят из тюрьмы,
Сатана (здесь не Дракон, а более привычный нам "ангел") не сам вырвался из Бездны, а был нарочно выпущен Божественными силами. Возможно, чтобы его возмездие постигло тех, кто за время Тысячелетнего царства слишком расслабился и начал грешить. Худ. Берни, 19 век
8 и он опять отправится обманывать народы со всех четырех концов земли, то есть Гога и Магога, чтобы собрать их всех на войну.
Сатана соблазняет дикие народы из далеких степей и пустынь, названные "Гог и Магог" (также, как в Ветхом завете), идти воевать против Бога. Миниатюра 13 века
Число их как песок морской. 9 Они покрыли собой всю землю и окружили стан святого народа и любимый город Божий.
У христиан есть стан (лагерь) и город (Иерусалим?), но их власть не распространяется на всю землю, а достаточно ограничена, так что Гог и Магог могут окружить их. Здесь эти племена ведомы Красным драконом, изображенным зеленым. Дракон выходит из Адской пасти (в левом нижнем углу), это так выпустившая его Бездна изображена. Миниатюра 15 века.
Но с неба сошел огонь и пожрал их.
Апокалипсис герцогов Савойских, 15 век.
10 Дьявол, обманывавший их, был брошен в озеро с горящей серой,
где уже находится зверь с лжепророком.
Озеро с горящей серой, располагающееся в аду, здесь тоже изображено в виде Адской пасти: это две симметричные большие головы с огромными зубами, а также голубые головы в самом низу. Но эти головы не являются отдельными персонажами. Персонажи изображены в этой пасти, горящими в огне: внизу коричневый Дракон-Сатана с голубыми нимбами, левее повыше -- нижняя половина леопардового туловища Зверя из моря, тогда получается что лиловый -- это лжепророк-Зверь из земли. Красным крюком огонь поддерживает какой-то неназванный черт, обратите внимание, у него на попе тоже лицо. Миниатюра 14 века
И будут их мучить днем и ночью во веки веков.
Здесь тоже изображена Адская пасть, но более подробно. Кроме Зверей там мучаются грешники, а огонь обслуживает множество чертей. Georgios Klontzas, греческая икона "Страшного суда" 16 век
11 И я увидел огромный белый престол
Белый престол символизирует неприступную чистоту.
В этом триптихе слева, видимо, запятнанные кровью одеяния всадника на белом коне из предыд. главы, и обручальное кольцо Агнца. Рядом с троном изображена Книга. Худ. Нэнси МакГрегор, наши дни.
и Сидящего на нем. От лица Его земля и небо обратились в бегство, и уже не найти их!
Бог такой страшный, что от него бегут "земля и небо", т.е. фактически материальная вселенная, потому что он берется за ее переделку. На картине не пропустите меч от уст. Тинторетто. Страшный суд (фрагмент), 1560-62
12 Я увидел мертвых, великих и малых, стоявших у престола.
И вот начинается Страшный суд, к которому мы, мой выносливый читатель, шли с января, уже 19 глав. В нижнем регистре, откинув крышки из гробов, из земли выбираются мертвецы. В середине трубят ангелы: хотя по тексту в этой главе их нет, но образ трубящих ангелов был такой мощный ранее, что он появляется фактически во всех католических работах на эту тему.
Мигель Хименес. "Страшный суд". 1480-е
Открыли книги, затем была открыта еще одна книга. Это книга жизни. И судили мертвых по их делам, согласно записям в книгах.
Упоминаются два рода книг, в первой записаны дела людей. Вторая — Книга жизни, которая уже упоминалась в предыд. гл. Те, чьи имена в нее не записаны, переданы на уничтожение. Миниатюра 14 века
13 Море отдало мертвецов, что были в нем,
Утопленников, естественно, не могли похоронить по положенным религиозным обрядам. Однако согласно Книге, что было новаторство, это не помешает им при Страшном суде получить положенное.
Фредерик Лейтон, "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем". 1892
а смерть и ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам.
Море, Смерть и Ад здесь выступают как отдельные персонажи, которые отдают мертвецов. На илл. их имена подписаны рядом. Это образы демонической стихии, сатанинского бытия, темные бездны, в которые погружены люди (поэтому в следующей главе говорится, что в Царствии Небесном нет моря).
Старообрядческая рукопись, ок. 1800
Ставлю еще несколько иллюстраций, про то как во время "второго воскресения" воскрешают мертвецы.
Великолепный часослов Герцога Беррийского, 15 век.
Пустые гробы.
Фра Беато Анжелико, "Страшный суд", (фрагмент) 1430-е
14 Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть — огненное озеро.
Смерть и Ад -- это конкретные персонажи, а не переносные. И их тоже кидают в огонь.
Тед Ларсен, 2000-е
15 Кого не нашли записанным в книге жизни, того бросили в огненное озеро.
Теперь в огонь бросают уже обычных людей, язычников или грешников.
Мемлинг, "Страшный суд" (фрагмент), 1460-е
***
5, всего 5 последних стихов этой главы -- собственно, единственное, чего конкретно в Новом Завете сказано о Страшном суде.
Именно основываясь на этих 5 строчках европейское искусство и получило вот эту огромную и сложную иконографию страшного суда.
Ну ок, вдобавок еще на паре обмолвок в других местах Нового Завета, ветхозаветных пророчествах, многочисленных апокрифических текстах и токованиях комментаторов.
Эти произведения искусства имеют примерную cхему, давайте попробуем научиться ее читать.
Мемлинг, "Страшный суд". 1460-е.
Слева -- спасенные души идут в Рай, справа -- проклятые души летят в ад (огненное озеро). В центре наверху Христос с судиями, в центре внизу может быть что угодно, здесь -- Святой Михаил, взвешивающий души. Вокруг него -- воскрешение мертвецов.
Фра Беато Анжелико, "Страшный суд", 1430-е.
Отличие схематическое только в том, что вместо Михаила тут гробы открытые
Православную икону Страшного суда рассказывать не буду, там все намного-намного сложнее.
Босх. "Семь смертных грехов и Четыре последние вещи", нач. 16 века
Вариант только с воскрешением мертвых внизу
Вариант только со спасенными и проклятыми душами.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (потерпите, осталось немного)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author