Мы остановились на том, что Вавилонская блудница была повержена в пламя, а город Вавилон был разрушен катаклизмами. Что же было дальше?
Глава 19 (современный перевод)
1 Потом я услышал словно бы гул огромной толпы в небе, восклицавшей:
— Аллилуйя! Спасение, слава и сила у нашего Бога, 2 потому что верны и правы его приговоры: Он осудил Великую Шлюху за то, что всю землю растлила она своим развратом; Он воздал ей за кровь Своих слуг!
Обитатели небес возносят хвалу Господу за то, что он наказал Римскую империю (Вавилонскую блудницу).
Витраж Йоркского собора, 1408
3 И вновь толпа воскликнула:
— Аллилуйя! И дым ее поднимается во веки веков!
Ангелы и верующие, пребывающие на небесах, поклоняются трону Божьему. В левом нижнем углу валяется Блудница, окруженная пламенем. Слова, что дым будет подниматься "во веки веков", значат, что это наказание навсегда, империя не поднимется. Старообрядческая рукопись, ок. 1800
4 Двадцать четыре старейшины и четыре существа пали ниц, преклонясь перед Богом, сидящим на престоле, говоря:
— Аминь! Аллилуйя!
Давно, с самых первых глав, у нас не было этой сцены поклоняющихся 24 старцев, которые обозначают всю полноту верующих христиан. Но вот опять эта привычная иконография.
Апокалипсис Тринити колледжа, ок. 1220
5 И раздался голос с престола, говоривший:
— Хвалите Бога нашего, все слуги Его, все чтущие Бога, и малые, и великие!
6 Я услышал словно бы гул огромной толпы, или шум водопада, или грохот могучих громов, говоривший:
— Аллилуйя! Воцарился Господь, наш Бог Вседержитель! 7 Будем радоваться и ликовать, воздадим Ему славу, потому что свадьба у Ягненка!
Здесь изображена сцена "Брака Агнца с невестой", торжественного пира. Невеста - это аллегория христианской церкви. Этот акт обозначает окончательный союз Агнца, т.е. Христа с верующими, их объединение.
Апокалипсис Тринити колледжа, ок. 1220
И невеста Его уже подготовилась: 8 ей одежда дана – тонкий лен, блестящий и чистый! (Тонкий лен — это праведные дела святого народа Божьего).
Белоснежная одежда Невесты -- противопоставление роскошной красной развратной одежды Вавилонской блудницы.
Современная икона. Иконография прямо скажем, не каноничная -- встречается лишь в западных средневековых рукописей. Но для иллюстрации идеи сойдет.
9 Потом он говорит мне:
— Запиши: «Счастливы те, кто позван к Ягненку на свадебный пир!»
Эта иллюстрация к Апокалипсису неправильная, потому что новобрачные сидят за столом вдвоем. А идея-то в том, чтобы все истинно верующие приняли участие в празднике. Худ. Nancy Macgregor
И говорит мне:
— Вот истинные слова Бога!
Правильная иллюстрация выглядит так. Обратите внимание на морды из облака -- это ветра. И благословляющую руку Господа, накрывающую голову новобрачных белым покровом.
Миниатюра 13 века
10 Я пал ниц к его ногам, чтобы преклониться. Но он говорит мне:
— Смотри, не делай этого! Я такой же слуга, как ты и твои братья, что свидетельствуют об Иисусе! Поклонись Богу! Ведь свидетельство Иисуса — это дух пророчества.
В верхней части иллюстрация того же свадебного пира. А вот нижняя часть как раз по теме. Слева Ангел приказывает Иоанну писать, а справа он его поднимает за подбородок с земли. Стих этот важен идеологически, потому что в нем Ангел запрещает поклоняться себе. В ту эпоху проблема культа отдельных ангелов (как потом станет с культом отдельных святых) стояла очень остро, практически грозя монотеизму. Миниатюра 15 века.
11 И я увидел раскрытое небо — и вот белый конь и Всадник на нем.
Всадник на белом коне -- это явление грозного Христа в образе Мессии. Дальнейшее описание сплошь основано на ветхозаветных словосочетаниях и пророчествах. Совр. худ. LeannaTenEyckeAr
Его называют Верный и Истинный, Он судит и воюет по справедливости.
Образ апокалиптического Всадника на белом коне на западе является одним из самых распространенных в качестве иллюстрации книги. У нас же он встречается весьма редко. Фреска Софии Новгородской, 19 век
12 Его глаза как пылающий огонь,
Внимательно вглядитесь в глаза Всадника. В иных случаях так изображали выколотые глаза, истекающие кровью (например, на миниатюрах с Эдипом). Но тут это -- языки пламени. Оч. страшно. "Фламандский апокалипсис", 15 век
на голове у Него множество корон.
Как вы помните, на головах Зверя из моря (Антихриста) тоже было множество корон. Книга построена по принципу противопоставления, и вот у Христа тоже короны, но хорошие. Их большое число обозначает, что он царь всех царств.
Джусто де Менабуои. Фреска падуанского баптистерия, 14 век.
У Него имя, написанное на Нем, которого никто не знает, кроме Него самого.
13 На Нем плащ, окрашенный кровью; и имя, которым Он зовется — Слово Божье.
Имя, которое никто не знает -- возможно тетраграмматон. Кровь, окрасившая плащ -- не Христа, а врагов. Это важно, потому что впервые после Евангелий он изображен не страдающим, а побеждающим.
Гебхарт Фугель, 1931
14 Небесное воинство следовало за Ним на белых конях, одетое в тонкий лен, белый и чистый.
За Христом скачут войска ангелов.
Эскиз В. Васнецова, 1887
15 Из уст Его исходит острый меч, чтобы поразить им народы;
Это тот же меч изо рта, который был в первой главе. Острые Слова Божьи.
Болонская школа, 14 век, аббатство Помопоза
Он будет пасти их железным жезлом; Он топчет в давильне вино ярого гнева Бога Вседержителя.
16 У Него на плаще и на бедре написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОД.
Пасти народы железным жезлом в Ветхом завете обещался мессия, тут это разумеется должно быть выполнено. Давильня (точило) Божьего гнева подробно обсуждали. Тут Христос скачет на коне, и одновременно стоит в бочке и давит виноград ногами. На одеждах написаны красным надписи, как и положено. Миниатюра 13 века.
17 И я увидел ангела, стоявшего на солнце,
Фрэнсис Дэнби. "Сцена из Апокалипсиса", ок. 1829. Еще есть картина на эту тему у Тёрнера, но эта показательней.
он громким голосом кричал всем птицам, что летали в поднебесье:
— Эй, собирайтесь сюда на великий ужин у Бога!
Птицы-стервятники, собирающиеся на пир на трупах -- это опять антипод, на сей раз радостного свадебного пира Агнца. Также это ветхозаветный образ, обозначающий окончательную гибель врагов. Ангел стоит в сиянии, т.е. в солнце. Миниатюра 13 века.
18 Будете есть мясо царей, военачальников, воинов, мясо коней и их всадников, мясо свободных и рабов, малых и великих.
Ни один язычник, короче, не уйдет от погибели. Все будут наказаны.
Фрагмент трехчастной картины Васнецова из дома-музея. Ищу в хорошем качестве.
"Апокалипсис", 1887
19 И я увидел, что зверь, цари земли и их войска собрались, чтобы вступить в войну со Всадником и Его войском.
Всадник на белом коне (не путать с Первым всадником Апокалипсиса-Чумой, который тоже на белом коне, хотя даже комментаторы иногда путали), вступает в поединок со Зверем из моря в леопардовой шкуре и его войсками. Миниатюра 13 века.
20 Зверь был схвачен, а с ним лжепророк, совершавший перед ним знамения, которыми он ввел в обман тех, кто поставил себе клеймо зверя и поклонялся его изображению.
Побежден Зверь из моря (Антихрист) и Лжепророк (Зверь из земли), его помощник, заставлявший поклоняться идолу Антихриста, уничтожены и их войска.
Бенджамин Уэст. "Уничтожение Зверя и Лжепророка", 1804
Оба они были брошены живыми в озеро с горящей серой.
Два зверя летят в горящее адское озеро. (Тут виден только один, и нога Всадника)
Витраж, Франция
21 Остальные были убиты мечом Всадника, исходящим из Его уст,
и все птицы насытились их мясом.
То есть людей не повергли в ад, а просто убили.
Бамбергский апокалипсис, ок. 1000
ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author