В прошлой главе мы изучали Блудницу Вавилонскую, вышло оч. интересно; кто пропустил -- зацените. Данная глава является продолжением предыдущей и ее аллегорий.
Глава 18 (современный перевод)
1 Потом я увидел: с неба спускается другой ангел, имеющий великую власть, и земля озарилась его славой.
Ангелы на произведениях "православного" искусства традиционно изображаются в униформе византийских офицеров, даже реконструкции костюмов по иконам делают.
Николай Рерих. "Ангел последний", 1912. (Судя по названию картины, должен относится к другой главе, но по смыслу больше подходит к этой)
2 Он воскликнул могучим голосом:
— Пала, пала столица великая — Вавилон!
В синодальном переводе строчка звучит как "пал, пал Вавилон, великая [блудница]". То есть здесь продолжение предыдущей главы, где описывается развратная Римская империя под именем Вавилона. Тут у нас ангел пророчествует о гибели империи.
Борис Арцыбашев, "Последняя труба", 1937 (этот рисунок, судя по названию, тоже относится к другой главе, но по смыслу опять к этой). Автор - очень интересный эмигрант с глючными чб рисунками.
Она стала пристанищем бесов, притоном всяких нечистых духов, притоном всяких нечистых птиц, притоном всяких нечистых и мерзких зверей,
Образы города, в развалинах которого кишат гадкие птицы и нечистые духи, бесы -- взяты Иоанном из ветхозаветных проклятий пророков реальному Вавилону, Тиру, Ниневии и проч. врагов иудеев, где это очень красочно и в подробностях описывается.
Апокалипсис королевы Мэри, 14 век
3 потому что ярым вином своего разврата она опоила все народы, и цари земли развратничали с ней, и купцы нажили свое богатство от избытка ее роскоши.
Чаша с вином разврата -- в руках у блудницы, символа развратной империи (географический термин, имя империи традиционно меняется в зависимости от эпохи).
"Вавилонская блудница", Филипп Малпасс, наши дни
4 И я услышал другой голос с неба, говоривший:
— Народ мой, покиньте ее, чтобы к грехам ее быть непричастным, чтобы напасти ее вас не коснулись,
Ангел приказывает христианам покинуть Вавилон, чтобы его проблемы их не затронули.
Миниатюра 13 века.
5 потому что грехи ее громоздятся до неба и вспомнил Бог о ее преступлениях. 6 Так воздайте ей тем, чем она воздавала, вдвойне за дела ее отплатите, вдвое крепче вина ей в чашу налейте! 7 Сколько славилась и роскошествовала, столько дайте ей муки и горя! Потому что она говорит в своем сердце: «Я сижу как царица, я не вдова, и горя я не увижу!»
by davelebow, deviantart.com
8 Вот почему напасти ее все придут на нее в одночасье: смерть, и горе, и голод, сожжена она будет в огне. Потому что могуч Господь Бог, ее осудивший.
О том, что Вавилон будет повержен в огонь, уже говорилось в предыдущей главе, тут повторение образа
9 И будут плакать и горевать о ней цари земли, жившие с ней в разврате и роскоши, когда увидят дым от ее пожара. 10 И, стоя в отдалении и ужасаясь ее мукам, будут они говорить: «Горе, горе, столица великая, Вавилон, столица могучая — кара твоя пришла в одночасье!»
Цари стоят, плачут, но не вмешиваются, руки помощи не подают бывшему союзнику и соблазнителю.
Лютеровская библия, 1534
11 И купцы плачут и горюют о ней, потому что уже никто не покупает их товара: 12 грузов золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, тонкого льна, пурпура, шелка и алых тканей, благовонного дерева; всяких изделий из слоновой кости и сосудов из ценного дерева, бронзы, железа и мрамора; 13 корицы, специй, благовоний, мирры и ладана; вина, оливкового масла, муки тонкого помола, пшеницы, быков и овец, коней, колесниц, тел и душ человеческих. 14 «Плодов, которых душа твоя жаждала, не стало у тебя, и весь блеск и богатство твое погибло у тебя. Никогда их больше не будет!»
Купцы эгоистично плачут, что не с кем торговать. Перечисление роскошных товаров впечатляет.
Витраж Йоркского собора, 1408
15 Купцы, торговавшие всеми этими товарами и разбогатевшие на ней, будут стоять в отдалении, ужасаясь ее мукам, 16 и говорить, плача и рыдая: «Горе, горе, столица великая, в тончайший лен облаченная, в пурпур и алые ткани, блиставшая золотом, самоцветами, жемчугом! 17 И такое богатство в одночасье пришло в запустение!»
Картинка не по теме абзаца, но про купцов что-то хорошего не находится.
И все капитаны, и все мореплаватели, и все моряки, и все, кто промышляет на море, стояли в отдалении 18 и с воплями смотрели на дым от ее пожара, говоря: «Может ли что сравниться с великой столицей?» 19 И они посыпали головы пеплом и кричали, плача и рыдая: «Горе, горе, столица великая! Все, у кого в море есть корабли, нажились на ее богатствах. В одночасье она стала пустыней!»
Плач корабельщиков тоже связан с грядущим падением рынка роскоши. 1585
20 Но ты, небо, ликуй! Ликуйте, святые, апостолы и пророки, за вас покарал ее карою Бог!
Джон Мартин. "Падение Вавилона", 1831. Картина посвящена гибели исторического города от войск Кира, однако это событие, разумеется, повлияло на ветхозаветных авторов и опосредованно на Иоанна и его "Апокалипсис".
21 А затем могучий ангел поднял камень размером с огромный мельничный жернов
Ангел кидает огромный каменный жернов: поищите эту деталь на предыдущих иллюстрациях. Образ взят опять из Ветхого завета, где таким способом пророчествуется о гибели исторического Вавилона.
и швырнул его в море со словами:
— С той же силой швырнут Вавилон, столицу великую! Ее больше не будет!
Внимательный читатель уже знает, что нарисовано на небе слева, и на небе справа.
Ян Массийс. Видеyние Иоанна Богослова. 1563
22 Звуков музыки больше не будет, никто не услышит арфистов, флейтистов и трубачей.
Птицы и бесы, согласно строкам в начале главы.
Густав Доре. "Вавилон пал". 1866
Ни ремесленников, ни ремесел больше в тебе не будет. Шума мельничных жерновов больше никто не услышит. 23 Света светильника в городе больше никто не увидит. Голосов жениха и невесты больше никто не услышит. Потому что купцы твои были вельможами мира; потому что ввело в обман все народы твое чародейство; 24 потому что кровь святых и пророков — всех, кто убит на земле, — в городе этом!
Обложка металл-альбома
ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author