Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

15. Стеклянное море, семь последних язв и гусляры

В каких ёмкостях хранится и транспортируется Божий гнев? Что обозначает выражение "стеклянное море"? Как выглядели средневековые скрипки? Сможете ли вы отличить льва от медвежонка?



Сегодня, по поводу майских праздников -- очень удачно, у нас самая коротка глава в Книге Апокалиписа. И картинок в ней тоже маловато. Но все равно любопытно.

Глава 15 (синодальный перевод)

1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.

"7 последних язв" - это на самом деле "казни", какими были 10 казней египетских, просто наш автор, в своей привязанности к числу 7, подсократил число. Тем более, что это последние (!) наказаниями, которыми ярость Бога закончится, поэтому можно и число поменьше.
Традиционно эти "язвы" изображаются в виде сосудов, которые на самом деле в тексте появятся только в следующих стихах, либо вообще в виде перевернутых полумесяцев (тоже символы сосудов). Миниатюра из Беатуса Сен-Север, 11 век.


Беатус, 10 век


2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,

На этой миниатюре хорошо видно "стеклянное море, смешанное с огнем" - ветхозаветный образ небосвода со сверкающими звездами. Ангелы с язвами из предыдущего стиха здесь наверху в облаке, но в руках у них ничего нет. Гусляры (в других переводах "арфисты") - это верующие, погибшие в предыдущих главах от Зверя (Римской империи). Теперь эти святые мученики с Богом в небесах, и поэтому поют победную песнь. Миниатюра, ок. 1330 года.


3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! 4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

А тут у этих святых мучеников вообще протоскрипки в руках. Иногда в этой сцене показано, что они Агнцу при пении поклоняются (как здесь), иногда нет (как в илл. выше).
Миниатюра из "Беатуса", около 1180



5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.

Земной Храм разрушен, и теперь Храм на небе. Причем его и хранящиеся в нем скрижали завета теперь могут видеть все.
(Имя автора утеряно в интернетах).



6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

Описание одежд ангелов свидетельствуют о том, что они теперь и священники, и цари. Крылатый зверь в центре - это одно из 4 животных, исполненных очей.
Витраж Йоркского собора, 1408



7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

Вот, как раз в этой строчке мы узнаем, что это как раз оно. Но какое конкретно - из текста не ясно. Поэтому в витраже, я думаю, лев, а вот здесь явно орел. Он дает ангелу чашу с гневом Божьим.
Беатус Эскориал, 10 век



Та же сцена, не такая стилизованная. Ангелы получают чаши с гневом в порядке живой очереди. Около 1330


8 И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Дым -- это свидетельство присутствия Бога в Храме.
Подробности этой общей иллюстрации станут понятней по прочтению следующей главы.G. Roland Smith, конец 20 века



ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ

Tags: апокалипсис порционно
Subscribe

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag

  • 24 comments
  • 24 comments

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag