Арт-рейтинг образца 1677 года
Кто лучше, Рембрандт или Микеланджело? Рубенс или Караваджо? Дурацкий вопрос, да. А если в баллах мерить, оценки поставить?
Посмотрите на выкладки ученого-теоретика эпохи классицизма, который совершенно серьезно попытался выстроить иерархию великих художников и немножко поофигевайте от ощущения, насколько изменились вкусы зрителей и внутренняя иерархия современного зрителя по сравнению с 17 веком.

Илл.: "Фейспалм Рафаэля", худ. Franz Riepenhausen, 1821 год
Французский теоретик Роже де Пиль работе «Баланс живописцев», впервые опубликованной в 1677 году, в рамках спора между "пуссенистами" и "рубенсистами" выставил художникам оценки по 20-балльной системе.
"У де Пиля возникла оригинальная мысль выставить великим художникам оценки по двадцатибалльной системе. Высшей оценки не удостоился никто, поскольку речь идет об идеале композиции, рисунка, цвета и формального выраже ния. Разброс оценок очень велик.
Так, по композиции
Что касается рисунка, то здесь
В отношении цвета лидируют
Забавно, что по «формальному выражению» (экспрессия)
Общий итог этой педантичной схоластической схемы несколько невнятен,
***
Душераздирающее зрелище. Как время всех переставило в иерархии. Кто теперь тех Гверчино и Карраччи помнит, кроме специалистов?
UPD: tnx
linleague
Де Пиль составил таблицу эстетической оценки по четырём критериям, никаких суммарных значений он не приводил. Авторы (с работами которых он знакомился в своих путешествиях) расположены по алфавиту, а не по рейтингу. Так что описание Базена лукаво. Это не хит-парад, и ничего "забавного" в таблице нет, скорее, наоборот, это способ де Пиля обратить внимание на то, что именно эстетически привлекает зрителя в работах классиков.
Посмотрите на выкладки ученого-теоретика эпохи классицизма, который совершенно серьезно попытался выстроить иерархию великих художников и немножко поофигевайте от ощущения, насколько изменились вкусы зрителей и внутренняя иерархия современного зрителя по сравнению с 17 веком.

Илл.: "Фейспалм Рафаэля", худ. Franz Riepenhausen, 1821 год
Французский теоретик Роже де Пиль работе «Баланс живописцев», впервые опубликованной в 1677 году, в рамках спора между "пуссенистами" и "рубенсистами" выставил художникам оценки по 20-балльной системе.
"У де Пиля возникла оригинальная мысль выставить великим художникам оценки по двадцатибалльной системе. Высшей оценки не удостоился никто, поскольку речь идет об идеале композиции, рисунка, цвета и формального выраже ния. Разброс оценок очень велик.
Так, по композиции
- лучше всех оценка у Рубенса (18),
- за ним следуют Рафаэль и Гверчино (по 17),
- а замыкают список Джованни Беллини и Перуджино (по 4).
- Микеланджело получил по композиции лишь 4, Пуссен — целых 15 баллов.
Что касается рисунка, то здесь
- первым оказывается Рафаэль (18),
- вслед за ним идут Микеланджело, братья Карраччи, Доменикино и Пуссен (по 17);
- Рубенс получил лишь 13, Джованни Беллини и Рембрандт замыкают список (по 6!).
В отношении цвета лидируют
- Джорджоне и Тициан,
- затем идут Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Якопо Бассано (по 17).
- Пуссен получает лишь 6 баллов,
- Микеланджело — 4.
Забавно, что по «формальному выражению» (экспрессия)
- первым идет Рафаэль (18),
- вслед за ним Рубенс и Доменикино (по 17).
- Лебрен — скорее всего, из-за его мазка, получил 16 баллов,
- Пуссен также оказался на достаточно почетном месте (на четвертом при 15 баллах),
- Веронезе удостоился лишь 3 баллов,
- а Якопо Бассано, Караваджо и Пальма Веккио получили нулевую отметку!
Общий итог этой педантичной схоластической схемы несколько невнятен,
- поскольку Рафаэль и Рубенс по сумме баллов оказываются лидерами на равных (по 65 баллов),
- за ними идут братья Карраччи, Лебрен и Доменикино, имеющие по 56 баллов.
- Пуссен в этом конкурсе все-таки занял третье место с 53 баллами,
- Тициан оказался на пятом (51),
- Рембрандт на шестом (50),
- Джорджоне, Микеланджело и Пармиджанино на тринадцатом (по 37)".
***
Душераздирающее зрелище. Как время всех переставило в иерархии. Кто теперь тех Гверчино и Карраччи помнит, кроме специалистов?
UPD: tnx
Де Пиль составил таблицу эстетической оценки по четырём критериям, никаких суммарных значений он не приводил. Авторы (с работами которых он знакомился в своих путешествиях) расположены по алфавиту, а не по рейтингу. Так что описание Базена лукаво. Это не хит-парад, и ничего "забавного" в таблице нет, скорее, наоборот, это способ де Пиля обратить внимание на то, что именно эстетически привлекает зрителя в работах классиков.
Pittore |
Composizione |
Disegno |
Colore |
Espressione |
|---|---|---|---|---|
| Andrea del Sarto | 12 | 16 | 9 | 8 |
| Federico Barocci | 14 | 15 | 6 | 10 |
| Jacopo Bassano | 6 | 8 | 17 | 0 |
| Giovanni Bellini | 4 | 6 | 14 | 0 |
| Sébastien Bourdon | 10 | 8 | 8 | 4 |
| Charles Le Brun | 16 | 16 | 8 | 16 |
| I Carracci | 15 | 17 | 13 | 13 |
| Cavalier d'Arpino | 10 | 10 | 6 | 2 |
| Correggio | 13 | 13 | 15 | 12 |
| Daniele da Volterra | 12 | 15 | 5 | 8 |
| Abraham van Diepenbeeck | 11 | 10 | 14 | 6 |
| Il Domenichino | 15 | 17 | 9 | 17 |
| Albrecht Dürer | 8 | 10 | 10 | 8 |
| Giorgione | 8 | 9 | 18 | 4 |
| Giovanni da Udine | 10 | 8 | 16 | 3 |
| Giulio Romano | 15 | 16 | 4 | 14 |
| Guercino | 18 | 10 | 10 | 4 |
| Guido Reni | x | 13 | 9 | 12 |
| Holbein | 9 | 10 | 16 | 3 |
| Jacob Jordaens | 10 | 8 | 16 | 6 |
| Lucas Jordaens | 13 | 12 | 9 | 6 |
| Giovanni Lanfranco | 14 | 13 | 10 | 5 |
| Leonardo da Vinci | 15 | 16 | 4 | 14 |
| Lucas van Leyden | 8 | 6 | 6 | 4 |
| Michelangelo | 8 | 17 | 4 | 8 |
| Caravaggio | 6 | 6 | 16 | 0 |
| Murillo | 6 | 8 | 15 | 4 |
| Otho Venius | 13 | 14 | 10 | 10 |
| Palma il Vecchio | 5 | 6 | 16 | 0 |
| Palma il Giovane | 12 | 9 | 14 | 6 |
| Il Parmigianino | 10 | 15 | 6 | 6 |
| Gianfrancesco Penni | 0 | 15 | 8 | 0 |
| Perin del Vaga | 15 | 16 | 7 | 6 |
| Sebastiano del Piombo | 8 | 13 | 16 | 7 |
| Primaticcio | 15 | 14 | 7 | 10 |
| Raffaello | 17 | 18 | 12 | 18 |
| Rembrandt | 15 | 6 | 17 | 12 |
| Rubens | 18 | 13 | 17 | 17 |
| Francesco Salviati | 13 | 15 | 8 | 8 |
| Eustache Le Sueur | 15 | 15 | 4 | 15 |
| Teniers | 15 | 12 | 13 | 6 |
| Pietro Testa | 11 | 15 | 0 | 6 |
| Tintoretto | 15 | 14 | 16 | 4 |
| Tiziano | 12 | 15 | 18 | 6 |
| Van Dyck | 15 | 10 | 17 | 13 |
| Vanius | 15 | 15 | 12 | 13 |
| Veronese | 15 | 10 | 16 | 3 |
| Taddeo Zuccari | 13 | 14 | 10 | 9 |
| Federico Zuccari | 10 | 10 | 8 | 8 |