Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Голова Потемкина из воска

Очень необычное произведение искусства -- скульптурный портрет из воска. Портрет был создан при жизни Потемкина, и для его украшения использована подлинная одежда полководца и его парик. Внешность тайного мужа великой императрицы оказывается при взгляде на этот бюст, хм... в общем, не идеалом мужской красоты.





Этот странный бюст ныне находится в Литературном музее, куда попал из коллекции А.Н. Толстого.

Из этой статьи:

"...Писатель Алексей Николаевич Толстой, так не любивший, чтоб его называли коллекционером, в действительности был страстным собирателем. Особой системы не было, а особые пристрастия были. Все, что порождало тайну, что будило его воображение, что помогало в работе, — приобреталось, а потом обрастало невероятными легендами, ложилось в основу творческих замыслов. Учета приобретениям никогда не велось, а что и откуда, так и подавно… Но все-таки сохранилось два документа, сообщающих о появлении восковой персоны Потемкина.

(...) «…это бюст Потемкина, восковая фигура. Тогда было модно делать такие, в те времена, делать такие изображения знатных персон. Это восковое лицо, волосы из его парика сделаны, задрапирован он куском кафтана и куском кружев от одежды самого Потемкина. Алексею Николаевичу … досталась эта вещь от потомков секретаря Потемкина, двух старушек, которые жили в Детском Селе ...  Все это накрыто стеклянным колпаком, потому что вещь очень, естественно, хрупкая. Алексей Николаевич, между прочим, все время предлагал … Эрмитажу меняться, потому что в Эрмитаже говорили, что такую вещь хранить дома очень рискованно, она не должна подвергаться переменам всяким. И Алексей Николаевич смеялся, что он потребует что-нибудь уже очень, очень привлекательное, в смысле живописи, за эту персону. Но так он с ней не расстался…».

Интерьер кабинета в Музее-квартире А.Н.Толстого. Фото С.Митурича


Приобретенный между 1928 и 1938 годами (период проживания Толстого в Детском Селе) восковой бюст Потемкина при переезде писателя в Москву находился в его кабинете в квартире на Спиридоновке, а когда Толстой переезжал за город, то в кабинете в Барвихе.

(...) Об авторе бюста из воска:
Георг Генрих (Андреас) Кёниг родился в 1756 году в старинном оружейном городе Зуле в Тюрингии. Наследуя семейные традиции, Кёниг должен был стать резчиком ружейных лож. Но будучи еще подмастерьем, он отправился в Вену и поступил в ученики к граверу, где учился гравированию, эмалированию и лепке из воска. В середине 1770-х годов он приехал в Петербург (...) Проработав несколько лет в России, Кёниг отправляется в Англию (предположительно таких поездок было две) для изучения техники имитации гемм в виде оттисков и отливок на мануфактуре Веджвуда. (...)

В Петербург Кёниг вернулся в 1786 году и почти сразу принял приглашение Григория Александровича Потемкина поработать на его стекольном заводе11. Кёнига, мастера на все руки — химика, резчика, ювелира, художника, — привлекала возможность эксперимента, а Потемкин всячески поощрял его технологические и художественные поиски.

Далее творческая судьба Кёнига складывается весьма успешно. Он участвует в украшении интерьеров Таврического и Екатерининского дворцов, создает уникальные ювелирные изделия для великого князя Павла Петровича, выполняет ответственный государственный заказ: из казенного золота изготовляет серию наградных шпаг для отличившихся при взятии Очакова. Екатерина II становится его постоянной заказчицей. В описании интерьеров Эрмитажа упоминаются его работы: столы, постаменты для скульптур, вазы — из синего, голубого, светло-зеленого и аметистового стекла, которые были выполнены на стекольном заводе Потемкина. (...)

Г.Кёниг. Г.А.Потемкин. 1787. Мрамор


Бюст Потемкина из собрания А.Н.Толстого, без сомнения, не только прижизненное изображение Светлейшего князя, но и сделанное с натуры. Потемкин на протяжении всей своей жизни очень не любил позировать художникам. Утраченный ли от неумелого лечения доморощенного лекаря глаз был тому причиной, или другие соображения руководили им, но иконография Потемкина, одного из первых людей в государстве, достаточно скромная.

(...) единственный, писанный, несомненно, с натуры портрет Потемкина сделан в 1788 г. Лампи-отцом, в Яссах. Лампи был выписан Потемкиным из Варшавы и в полупоходной обстановке в Яссах имел большую, чем где бы то ни было, возможность писать причудливого князя с натуры. К этому портрету, по свидетельству Ровинского, восходят и все остальные известные портреты Потемкина.

Из скульптурных изображений, современных Потемкину, известен мраморный бюст, работы Федота Шубина, стоявший в 1794 г. в Эрмитаже: «в следующей закругленной комнате находится… бюст князя Потемкина-Таврического Шубиновой работы».

Ф.Шубин. Г.А.Потемкин. Около 1791 года. Терракота


...Это бюст, в 0,27 выс., сделанный из подкрашенного воска. На нем парик из светлых волос, пучком спускающийся на спину и, вероятно, ранее связанный лентой. Глаза темно-голубые, эмалевые, левый глаз меньше правого. Плечи задрапированы розовым бархатом (ворс почти всюду исчез), из-под которого виден кружевной ворот рубашки.

Пьедестал цилиндрический из молочно-белого стекла, в верхней его части бронзовый ободок, внизу бронзовая база с орнаментом из акантовых листьев. У пьедестала свободно положены: Георгиевский офицерский крест на полосатой ленте и масонские эмблемы — лопатка каменщика и угольник...

Какая удивительная разница между статуей, сделанной великим скульптором Шубиным -- произведением искусства, и вот этим восковым бюстиком, который зато наверняка максимально реалистичен, словно посмертная маска реалистичен.



Восковая пластика, очень распространенная на Западе в XVI–XVIII столетиях, у нас имела мало распространения. Кроме статуи Петра I и его же бюста, в натуральную величину и раскрашенных, с подлинными волосами самого императора, исполненных в 1717 г. Растрелли-отцом, мы не можем назвать ни одной крупной фигуры из воска, сделанной в России. Конечно, и скульпторы, и особенно медальеры пользовались воском для своих моделей, но это были небольшие вещи, эскизного характера, не имевшие самостоятельного значения. (...)

Антуан Бенуа. Людовик XIV. 1706. Воск, волосы и проч.


...пять резанных на камне портретов Потемкина показывают, что Кениг как бы специализировался на этой теме и, очевидно, имел возможность лепить князя с натуры.

Г.Кёниг. Г.А.Потемкин. [Конец 1780-х годов]. Резные камни



Но бесспорным доказательством этого служит, тоже находящийся в Эрмитаже, восковой барельеф Потемкина, подписанный Кенигом.

А что Кениг вообще делал портреты из воска, видно из инвентаря Эрмитажа 1789 г., где значился, к сожалению не сохранившийся, портрет молодой дамы, с напудренными волосами, в синей с золотой бахромой молдаванке и зеленой шали. (...)


Tags: скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “скульптура” Tag