Ой, а вы тут недавно написали, что не любите Шагала! А что так можно? Меня тут недавно окатили молчаливым презрением, когда после Шагала я зашла в зал к Фешину. С тех пор был "комплекс". Что, действительно можно не любить Шагала?
Ага! Можно! И Пикассо можно не любить, и Шагала, и Малевича, и современное искусство, и Рубенса.
Кого угодно можно не любить!
Объясняю, почему это совершенно не стыдно и вообще нормально.
ПОТОМУ ЧТО НЕ НАДО ПУТАТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
Глагол "любить" значит совершенно конкретные вещи. Насильно мил не будешь. Если какой-то художник "не по сердцу", заставлять себя любить его НЕ НАДО, как бы ни диктовало это (по вашему ощущению) общественное мнение.
Это же просто физически невозможно, насильно заставить себя полюбить что-либо!
Винсент ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890
Цветы на столе -- наперстянка, выражение лица -- соответствующее.
Поскольку мы нация литературоцентричная, давайте на примере книг.
Вот "Война и мир" роман все конечно знают.
Какие глаголы мы можем или должны к этой книжке испытывать, как приличные люди?
а) знать, что это великая книга, классика
б) не обзываться матерно на нее за то, что она такая длинная и непонятная
в) не считать людей, которые говорят, что прочли ее несколько раз и искренне любят, лицемерами и притворщиками
Короче, нормально по умолчанию считать, что раз "Война и мир" вошла в эталонный фонд мировой культуры (он же "школьная программа"), то значит, чего-то она все-таки стоит. И вы, как интеллигентный человек, не будете выставлять себя дураком, доказывая, что это "голый король" русской литературы.
Какие действия мы совершенно не обязаны осуществлять относительно романа "Война и мир"?
а) дочитать его до конца и понять о чем там говориться (после сдачи вступительных в ВУЗ, конечно; до этого испытания, увы, надо хотя б разок)
б) понимать, по каким принципам построен роман и каким своим предшественникам подражает
в) понимать, что хотел Л.Н. Толстой этой книгой выразить и попроповедовать
г) ЛЮБИТЬ ЕГО
Антонис ван Дейк. "Пьяный Силен", 17 век.
Огромная доля мирового искусства, включая классическое -- омерзительное, и это нормально, авторы и не хотели, чтобы его любили. (Кстати, не забываем покупать мою книгу)
Вот ровно то же самое с Шагалом, или с Рубенсом, или с "современным искусством" (тем, что создается после Второй Мировой войны).
Это же нормально в светском разговоре сказать: "Война и мир"? Нет, не моё, не сложилось...
Вот про Шагала та же фигня, спокойно говорите "Не мой художник Шагал, у нас с ним разное настроение".
И если вдруг ваш собеседник начнет скрежетать зубами: "Мандельштам? Да это заговор литературоведов! Бродский? Проплаченная клика критиков его протолкнула!! Борхес? Пустое место, король голый!!!" -- вы наверняка постараетесь с ним больше умных бесед не вести, на любые темы. Потому что именно вопли (а не сами вкусы) -- это показатель бескультурности.
Вот я примерно также начинаю дергаться от изливаемой на меня ВНЕЗАПНО ненависти к Пикассо, тому же Шагалу с Малевичем, Поллоку, Ротко и проч. Всё уже, они вошли в канон, спокуха, не надо с ними воевать, бесполезно это.
Не надо вопить, не надо материться. Быдло -- это не тот, кто не понимает Малевича (или Пастернака), и не тот, кто не любит Малевича (или Пастернака). А тот кто орет капслоком, что каждый, кому нравится Малевич (или Пастернак) -- дегенерат. Понимаете, в чем разница?
ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИТЬ ЧТО-ЛИБО И ПОНИМАТЬ ЧТО-ЛИБО -- ЭТО НЕ СИНОНИМЫ
Удивительная вещь: вот упомянула я как-то, что ту живопись, которая после 1930-х создавалась, я глобально не люблю. А потом написала какой-то объясняющий текст про современное искусство. И в комментариях вдруг начали писать так глумливо, типа меня подловили: "вы ж сами говорили, что это не любите, ахахаха, а что тут изображаете-то с умным видом?".
Да господи. Я и "Мону Лизу" кисти Леонардо нашего да Винчи не люблю. Но это совершенно не мешает мне знать, как она устроена, и для чего там какие штуки присобачены, и накатать по поводу этой "Джоконды" огромную простыню, если настроение будет.
Сальвадор Дали. Автопортрет в образе Моны Лизы. 1954
У всех нас (я надеюсь) есть какая-то работа, занятие. И лишь небольшому количеству людей повезло обожать то, что они делают на все сто процентов, до каждой трещинки. И профессионализм как раз в том, чтобы уделять внимание не только своему "хобби", но и сопутствующим аспектам проблемы, для полноты картины.
И литературоведы-филологи, специализирующиеся по Льву Толстому, вот представьте, совершенно спокойно могут "Войну и мир" не любить -- а "Анну Каренину" наоборот, любить.
Это как фишка ляжет, какие струны в душе от этого произведения искусства отозвались.
Но при этом литературоведы прекрасно знают, из чего сделана "Шинель" Гоголя. И при искренней ненависти некоторых из них к булгаковскому роману, помнят, как на него повлияли Гофман, Ренан и Луначарский.
Франсиско Пикабиа. "Барселона" (1927). Но мы-то с вами уже знаем, про что эта картина на самом деле, да!
ПОТОМУ ЧТО "ПОНЯТЬ" -- ЭТО ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧИК К МИРУ
Ну так вот.
Нет ничего плохого в том, чтобы попробовать понять то, что ты не любишь.
Какой человек покажется вам более разумным и интересным как личность? Два варианта реплик:
- а) Что все так носятся с этим "Словом о полку Игореве"? Я открыл -- там написано: "Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!" Бредятина какая-то. И подделка современная небось, чтобы людей обмануть. Бросил копаться.
- б) Я открыл, там бредятина "Абы ты сиа полкы ущекотал". Стало интересно, чего все так с этой книгой носятся. Погуглил, оказалось, есть переводы Жуковского, Бальмонта, и многих других. Полистал, один из них хорошо зашел. Почитал комментарии. Вообще конечно не моё совсем, но зато теперь я понимаю, почему "Слово" так важно.
Знание -- сила. Как только ты возьмешь какую-нибудь штуку, попытаешься в ней разобраться, разберешь ее по косточкам, устроешь ей вскрытие, а потом соберешь обратно, как конструктор Лего -- вот тогда эта штука перестанет быть тебе врагом. Она станет теперь ТВОЙ ТРОФЕЙ, твоя победа, ты её поимел.
"Портрет Клетчатого" вдохновлен поисками Пикассо и примиряет нормальных людей с кубизмом
И если тебя раздражает условный "Шагал" до такой степени, что ты не можешь его игнорировать, не можешь не обращать на него внимания, возьми его за шкирку, положи на операционный стол и разберись, чем он так крут в глазах мировой общественности (и почему тебя это не цепляет).
Когда ты разберешься, как оно сделано, разберешься, что оно значит -- то, для начала оно перестанет тебя бесить. Во-вторых, у тебя сильно расширится кругозор, причем не только относительно данного "Шагала", но и всего связанного с ним культурного пласта; пропадет некое слепое пятно, мозг прокачает определенные "мускулы" абстрактного мышления и памяти. Совершенно не обязательно, что ты вдруг этого "Шагала" от понимания полюбишь, не надо бояться такого риска. Хотя и такое случается. Главное, что навык дегустации прокачается, мозг начнет различать больше оттенков и нюансов -- просто от того, что ему предоставили такую хорошую зарядку, неважно по какому поводу.
У меня так произошло в двадцать с лишним лет с иконописью. Я вообще не понимала, как это, зачем, почему ее называют великой, почему она такая и почему считается, что это "красиво". Но много читала, много смотрела, в какой-то момент от накопления знаний произошел перещёлк (300 лет стричь газон, да). И я внезапно увидела, почему это действительно красиво. (Но "люблю" я из всей тысячелетней истории иконописи только несколько узких периодов).
Из "Литургии"
Так что, граждане, читайте книги. Тренируйте глаз.
И не беситесь от непонятного. Либо игнорируйте его -- что очень мудрое решение, либо пытайтесь понять (если повезло на время и силы).
И любите только то искусство, что вам реально по сердцу. Любуйтесь им, ищите его в музеях и планируйте туристические поездки, чтобы увидеть именно его. Изучайте в первую очередь его, это огромное наслаждение.
А вот уважать надо все мировое искусство глобально. И если есть время -- смотрите на него тоже, просвещайте себя.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author