А также про то, что делать резервные копии на случай глобального коллапса, оказывается, сам Бог велел (около 90 года н.э.), про первых зомбаков, а также про прототип стандартного чудовища из компьютерных игр.
Продолжаем читать книгу "Апокалипсис". В этой главе наконец появляется ключевой злодей Конца Света, однако, увы, ненадолго.
Глава 11 (современный перевод)
1 Мне дали трость, похожую на землемерный шест, и сказали:
— Встань и измерь Храм Бога и жертвенник и сочти число тех, кто поклоняется в Храме. 2 Но исключи внешний двор Храма, не измеряй его, потому что он отдан язычникам, они будут попирать святой город сорок два месяца.
Ангел дает Иоанну типа как рулетку. И приказывает составить точный план Храма (имеется в виду тот самый, единственный, Иерусалимский, но на самом деле это аллегория христианской Церкви, всех верующих). Сохранение точных мерок здания позволит его восстановить после надвигающегося разрушения.
Миниатюра 13 века, Англия
3 Я дам двух Своих свидетелей: одетые в рубище, они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней.
Имена Двух свидетелей в Апокалипсисе не называются, но толкователи сходятся, что это должны быть два каких-то мощных персонажа из Ветхого Завета. Судя по описанию их навыков и другим приметам, один -- точно Илия (у него хороший контакт со стихией огня был, кстати). Про второго чаще всего говорят Енох, но может быть и Моисей.
Хусепе Рибера. "Пророк Илия". 1638
4 Эти пророки — две маслины, два светильника, стоящие перед Господом земли.
Двух свидетелей книга именует "две маслины, два светильника". Это образ из пророчества Захарии.
Эти символы обозначают власть царскую и священническую, т.е. всю полноту мессианской власти.
Иллюстрация пророчества в книге пророка Захарии. Biblia de Cervera, ок. 1299
Если кто хочет им повредить, огонь исходит у них из уст и пожирает врагов.
Буквальное иллюстрирование мощных проповеднеческих способностей Двух свидетелей.
Имя современного автора утеряно в интернетах.
5 И тому, кто захочет им повредить, суждено так погибнуть.
Два свидетеля появляются на этой картинке два раза: в левой части один из них нагнулся и поливает огнем изо своего рта тех, кто захотел им навредить. В правой иллюстрация следующего стиха (см. ниже). Посредине -- два светильника и две маслины, о которых вы уже знаете.
Douce Apocalypse, 13 век
6 У них власть запереть небо, чтобы не шел дождь во все дни их пророческого служения;
у них власть превращать воду в кровь и поражать землю любой напастью, какой пожелают.
Многие из мощных образов Апокалипсиса -- это использование эффектного материала Ветхого Завета.
Джеймс Тиссо. Моисей, превращающий воду в кровь (одна из 10 казней египетских)
7 И когда закончится время их свидетельства, зверь, выходящий из Бездны, вступит с ними в войну, победит и убьет их.
Ура! Первое появление Антихриста в книге. Без него было скучновато. "Зверь из бездны" -- это именно он, одно из его воплощений. Как именно выглядел "Зверь", все представляли по-разному, но в принципе думали о драконах. Два свидетеля стоят пока еще живые на переднем плане, Зверь пока не начал их убивать. Сзади два раза изображен Иоанн в розовом -- слева измеряет Храм, справа -- ловит рулетку, которую ему сверху кинули.
Ottheinrich-bible, 1530s
8 Их трупы будут лежать на площади великого города, который иносказательно зовется Содомом и Египтом, где и был распят их Господь.
То, что их не похоронили за несколько дней, а бросили валяться -- это по иудейским понятиям было большим оскорблением покойников. Тела Двух свидетелей лежат в великом городе (Иерусалиме, хотя некоторые предлагают как версию Рим). Зверь из бездны -- справа в нише, на богато изукрашенном троне, он ведь победитель. "Бездна" -- это конкретное место (вот карта), ее в предыд. главах распечатала падающая звезда, и оттуда саранча сначала вылезла с Абаддоном во главе, помните?.
Гравюра 1755 года
9 Люди из всех народов, племен, наречий и родов смотрят три с половиной дня на их трупы и не позволяют похоронить их.
Здесь Зверь на троне в другом углу. Люди ему поклоняются. Художник сумел показать здесь множество толп. Именно слова, что это "все" народы и носители разных языков наводят толкователей на мысли о том, что это все-таки Рим, а не Иерусалим.
10 Жители земли радуются, устраивают праздники и дарят друг другу подарки, потому что два этих пророка мучили жителей земли.
Те, кого Два свидетеля не успели поразить огнем от своих уст, радуются их гибели, устраивая пляски с бубнами. Иоанн изображен на полях справа, подглядывающим.
Миниатюра 13 века, Англия
11 Но через три с половиной дня дух жизни от Бога вошел в них, они встали на ноги, и на тех, кто на них смотрел, напал великий страх.
Два мертвых тела лежат слева внизу. "Дух жизни от Бога" входит в них в виде двух голубей, целующих их в рот. Ноги, взмывающие в небеса -- это из следующего эпизода, пока пропустите.
12 Пророки услышали громкий голос с неба, говоривший им: «Поднимитесь сюда!»
И на глазах у врагов они поднялись в небо на облаке.
Вот теперь понятно, что за ноги в предыдущем кадре. Это воскресших Два свидетеля возносятся к Господу в облаке. Напомню, что согласно Ветхому Завету Илия и в первый раз был взят заживо на небо в огненной колеснице. Енох исчез с лица земли уже без фейерверков, но тоже считается, что был забран. Некоторые богословы утверждали, что обоих взяли не на Небо, а в некое сокровенное место в ожидании как раз необходимости поработать в период Апокалипсиса.
Справа внизу их убивает Зверь; эпизод с валяющимися телами здесь отсутствует.
13 В тот час произошло сильное землетрясение, и десятая часть города обрушилась.
А вот здесь сразу все сцены совмещены: убийство, незахоронение тел, вознесение, а на заднем плане землятресение с падающими башнями.
Augsburger Wunderzeichenbuch, ок. 1552
Семь тысяч человек погибли от землетрясения, а остальные испугались и воздали славу Богу Небесному.
По центру внизу лежат непогребенные тела Двух свидетелей (отметьте голубки Духа у их рта), по центру -- они возносятся. Справа землетрясение, и гибнут 7 тыс человек, слева испуганные быстро начинают верить в христианского Бога, молятся ему, и он их избавляет от печальной участи. Что написано на на телеграмме из рук ангела, кто-нибудь разберет?
Douce Apocalypse, 14 век.
14 Прошло второе горе. И вот уже спешит горе третье!
Такая фотошоперская современная жесть, что я не могу с вами не поделиться своим восторгом от нее.
"Два свидетеля", сайт автора вот, там такого много, можно долго наслаждаться.
15 И затрубил седьмой ангел, и в небе раздались громкие голоса, восклицавшие:
— Царство этого мира стало Царством Господа нашего и Его Помазанника. И Он будет царствовать во веки веков!
Итак, после Седьмой трубы наступило Царство Небесное, а земное типа закончилось. И все? Фигушки, еще читать и читать этот Апокалипсис, как бы мне не надорваться...
Обратите внимание, как обычно в испанских "Беатусах", на отличную работу "дизайнера", твердость руки, отработанность линий, подбор цветов.
Ангел трубит в 7-ю, последнюю трубу. Ок. 1180. Миниатюра из "Беатуса"
16 Двадцать четыре старейшины, сидевшие на престолах перед Богом, пали ниц, преклонясь перед Богом Вседержителем 17 и восклицая:
— Благодарим Тебя, Господь Бог Вседержитель,Тот, кто есть и кто был, потому что Ты принял Свою великую силу и воцарился. 18 Разъярились язычники, и пришла Твоя ярость - и время пришло судить мертвых и наградой воздать Твоим слугам пророкам, и святому народу Твоему, и чтущим имя Твое, как малым, так и великим, и истребить истребляющих землю.
И в очередной раз с нами 24 старца, и опять они падают ниц, бедные художники уж устали это изображать так, чтобы сцены друг от друга отличались. На этот раз вот трибуны какие-то придумали.
Слева в будке -- Иоанн подсматривает, дальше ангел трубит. По центру Бог на облаке. Звериные головы по краям облака -- аллегории ветров и их мощных голосов. То, что говорят Богу Старцы -- это превозвестие Страшного суда, мол, давай, пора положить конец всему этому миру вокруг, собирайся судить и живых и мертвых, давно пора.
"Ангел трубит в 7-ю трубу". Гобелен "Анжерский Апокалипсис", 14 век
19 Отворился Храм Бога на небе, и стал виден Ларец с Его Договором в Храме Его.
И были молнии, клики, громы, землетрясение и сильный град.
Храм земной (измеренный Иоанном) разрушен. Новый Храм теперь в небесах, т.е. там же должны оказаться и все истинно верующие, спасенными. После 7-й трубы Иоанн узнает, что и Ковчег Завета между Богом и человечеством, стоявший ранее в земном Храме, теперь оказался в небесном Храме. Более того, этот Ковчег открыт и скрижали может видеть каждый -- это кардинальное отличие от иудейского, ветхозаветного обычая, когда его мог видеть только первосвященник.
Витраж Йоркского собора, нач. XV века
***
Синодальный перевод этой главы лежит здесь.
Кстати, если кому интересно, какую подготовительную работу я проделываю при написании постов для этой серии, можете глянуть мой конспектик тут.
Другие иллюстрации этой главы еще отдельно давать не буду, не такие уж они и интересные.
Дам лишь фрагментами того, кто в синодальном переводе зовется "Зверь, выходящий из бездны", поскольку это первое появление Антихриста в этой книге (наконец! наконец он появился!), да и то, не все толкователи согласны, что это конкретно он.
Из русской старообрядческой книги. Редкий буквализм: Зверь (животное) из бездны (расселины в земле).
Здесь "бездна" -- это еще одно чудовище, из пасти которого выходит Зверь.
Обратите внимание на отточенность линий, отличный график это рисовал.
Английская рукопись 14 века
Это уже показывала, пусть просто фрагментом лежит.
Фрагмент французского витража
Это тоже показывала целиком выше.
А вот здесь Зверь уже антропоморфен, это практически человек, т.е. прямо Антихрист, что и написано красным сверху. Двух свидетелей он убивает саблей. Кстати, он конечно рыжеволос, ведь это проклятый цвет. У него модная кольчуга, ухоженный хвост и ноги с копытцами. Англия, 14 век.
Кстати, у нас появились две новые карточки персонажей в копилку.
И, НАКОНЕЦ, ПЕЧЕНЬКИ!
Те, кто был со мной с начала этого марафона, с чистой совестью заработали себе медаль!!!
Можете копировать её себе на страницу с активной ссылкой на тэг.
(Два варианта, мужской и женский).
ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestraksti
March 30 2018, 20:33:10 UTC 6 years ago
Кажется, "Поднимитесь. (И они) поднялись" на старофранцузском.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author