Кадры из фильма праискуство "Западня" (1999)
Искусствоведы, как следует из названия, занимаются искусством.
Дальше уже идут нюансы, связанные с личными склонностями, способностями и избранной отраслью работы, которая может быть любой. Равно как и у врачей: очевидно, что кардиохирург в частной клинике и участковый в государственной поликлинике -- это совершенно разные люди с абсолютной разной профессией и судьбой.
И пожалуйста, не судите об искусствоведах по просмотренным кинофильмам и прочитанным книгам. Вы же понимаете, что Доктор Хаус -- это абсолютно невозможный в реальной больнице персонаж, да? А "Тайны следствия" и "Настя Каменская" -- это не срез отечественной полицейской и судебной системы, правда же? Ну вот. Дэн Браун, Пелевин, искусствоведы Татьяны Устиновой, персонажи Голливуда -- это все тоже фикшн, где взяты несколько характерных черт и акцентированы до невозможности с целью придания истории увлекательности. Причем обычно по принципу "слышал звон, да не знает, где он".
Так что вообще искусствовед -- это просто тот, кто "получил искусствоведческое образование". Больше ничего это слово в быту не характеризует -- он может быть и миллионером, и нищим, и преступником, и подвижником.
Разделим искусствоведов ориентировочно на две группы (я говорю конкретно об изобразительном искусстве):
где есть деньги, и где денег нету.
Сначала про тех, "где денег нету" (в условиях Российской Федерации). По хорошему, настоящие, тру-искусствоведы -- это вот как раз они.
Человек закончил ВУЗ по специальности искусствоведение. И остался в университете заниматься научной работой, стал историком искусства -- пишет диссертацию, научные статьи, анализирует визуально картины, копается в архивах, восстанавливает неизвестные подробности биографии авторов и картин, читает лекции студентам, создает сложные теоретические труды. Если вы представляете, чем занимается обычный, простой историк или литературовед, ученый -- так вот оно то же самое.
Какая зарплата у научного работника в РФ, если у него нет таланта сесть на гранты, надеюсь, вы примерно тоже представляете. (Если он шибко умный, то нашел постдок и свалил за границу).
Искусствоведы этой породы также водятся в музеях, где прямо у них под рукой, в хранении, находятся те произведения, которые они исследуют и публикуют в умных журналах для своих. (Внимание! Тетеньки в залах, которые говорят вам "к картинам близко не подходить!" -- искусствоведами не являются! Равно как не являются ими и гардеробщицы или уборщицы! Даже экскурсоводы, рассказывающие в залах про картины, зачастую не имеют искусствоведческого образования. Речь идет именно о научных сотрудниках).
Важная особенность: наличие специализации -- знаток искусства средневекового Китая не станет влезать в научный спор об Энди Уорхоле, а эксперту по иконописи глубоко фиолетов авангард, если только этот эксперт когда-нибудь не касался темы влияния Ф.Грека на Н.Гончарову. (Аналогичным образом не стоит спрашивать историка -- специалиста по сталинским репрессиям, про денежные потоки на Руси во времена Ивана Калиты -- принцип понятен, да?).
Если у искусствоведа в музее более активная жизненная позиция (или назойливый начальник), то его деятельность может оказаться более разнообразна: например, он участвует в организации выставок, может ездить в командировки, и вообще общаться со всякими там пришлыми людьми. Но это уже смежные арт-менеджеровские занятия.
Кадры из фильма праискуство "Афера Томаса Крауна" (1999)
Зарплаты при этом у сотрудников государственных музеев остаются бюджетными, хотя на них могут влиять различные обстоятельства, в зависимости от видов работы. Большие деньги в музеях получают директора, но это лишь потому что они начальство, чиновники -- собственно, для того, чтобы стать директором музея, увы, иметь искусствоведческое образование не обязательно.
Вообще, как и во многих других отраслях, личностные качества и определяют итоговый характер работы, приложение искусствоведческого образования. Например, кто-то, стиснув зубы, читает лишь минимальные лекции студентам в родном ВУЗе, отбрыкиваясь от сверхурочных. Кому-то, наоборот, это по кайфу, умеет и любит читать лекции, делает это своим студентам, чужим студентам, домохозяйкам, дамам с Рублевки, по телевизору и т.п. Зарабатывает он намного больше. Хочешь жить -- умей вертеться, все такое.
И тут мы плавно переходим к -- назовем их так -- "популяризаторам науки": лекторам, создателям авторских экскурсий и туристических маршрутов, авторам научно-популярных книг и путеводителей, создателям интернет-проектов, ведущим на телевидении (рассказывают, ага, что передачи про культуру бывали когда-то раньше на российском тв), и так далее. Это все люди, которые берут это свое искусствоведение и пытаются его интегрировать в реальную жизнь, хотят щедро поделиться им с другими, любопытствующими профанами. (Как вы понимаете, тру-искусствоведы к таким относятся со скепсисом, а то и с презрением, за опрощение Науки). Здесь количества хлеба с маслом зависит от таланта популяризатора популяризировать и, конечно, от отрасли, в которой он пригодился -- очевидно, что в телевизоре денег больше, чем в библиотеке.
Кстати, за книги платят мало, в несколько раз меньше, чем за отдельные статьи, потому что книгоиздательский бизнес и журналистика -- это разные отрасли. Где-то вот тут болтаюсь я, банальный журналист в области культурки, и мои гонорары зависят не от скилла моего искусствоведения, а от того, в каком состоянии сегодня в РФ журналистика -- в кризисе или на подъеме (про подъем -- это шутка).
Арт-критики -- это тоже к области журналистики, зарплату им платит издательство. (Остальные бонусы -- отдельная история, зависящая от репутации).
(Еще важное: чем бы ни занимался искусствовед, в какой бы подотрасли он ни нашел себя, вот главное, что хорошему профессионалу все время приходится делать: УЧИТЬСЯ. Читать, смотреть, думать. Все время прокачиваться, повышать свой уровень. Впрочем, а для каких профессий это правило не подходит?)
Не забудем сугубых практиков: людей которые работают руками и смотрят глазами. Это реставраторы и эксперты.
- Реставратор, на всякий случай уточню, это человек, который "чинит" произведения искусства, приводит их в порядок (иногда просто чистит). Искусствоведческого образования он может не иметь, главное, чтобы был "ремесленный" талант. Он может работать в государственном музее, на себя по частным заказам, или в частной лавочке на зарплату или на процент. Либо все это совмещать. Все они молодцы и делают хорошее дело, кормят свою семью, спасают искусство. Тему криминала и подделок принципиально не поднимаю, откуда мне вообще знать об этой кухне.
- Эксперт -- это образованный искусствовед, которому приносят вещи на экспертизу, и он датирует их -- на глазок, и на микроскоп, анализирует "почерк" предполагаемого автора, сверяет с документами (то, что я вот тут писала про то, что Малевича на самом деле сложно подделать). Раньше сотрудники госмузеев могли делать экспертизы с печатями, но после ряда злоупотреблений двухтысячных годов это запретили. Так что теперь за оценкой пожалуйте в Грабари, и вот еще несколько, в т.ч. государственных лабораторий.
Эксперты-искусствоведы также могут давать независимые экспертизы, делать консультации. Тут уровень жизни зависит от профессионализма, имеющихся знаний, репутации. Чем выше они -- тем выше он. Тему криминала принципиально не поднимаю, бла-бла-бла.
Высокая каста: еще есть
- кураторы (в том числе, выставок в частных музеях и галереях) -- то есть люди, которые дирижируют, собирая экспонаты на выставки;
- члены жюри престижных конкурсов и ежегодных фестивалей, биеннале;
- организаторы мероприятий;
распильщики государственных бюджетов;- и прочие смежные занятия.
Это, кстати, уже пошли те искусствоведы, у которых деньги есть. Страшная, коварная группа обольстителей, которая вешает лапшу на уши бедным богатеньким неискусствоведам, впаривая им всякую фигню, контемпорари-арт и прочий неликвид. (Очень люблю эти мифы: например, после некоторых постов люди мне пишут, что я ОЧЕВИДНО стригу процент с пропаганды нефигуративного искусства в рунете, и что я часть мирового заговора искусствоведов. Кстати, ау, искусствоведомасоны высокой ложи, ежели решите поделиться, то пишите в личку, я-таки хочу свою долю, яндекс-кошелек тут, если готовы анонимно).
Так вот, друзья мои, спешу вас разочаровать. Это не "искусствоведы". Чтобы стать арт-дилером, галеристом, аукционистом, антикваром или представителем другой хлебной профессии ("продажником"), обладать искусствоведческим образованием не обязательно.
Иногда это даже мешает.
Успешный бизнес в этом поле делают прирожденные коммерсанты, которые могут прийти в него из совершенно любой отрасли, просто потянувшись к прекрасному.
Именно они стригут те самые легендарные гигантские проценты, строят особняки и хранят в своих сейфах "фаберже".
Искусствоведы же, как говорит печальная статистика моих однокурсниц, работают на них научными консультантами, оценщиками, экспертами, авторами статей и каталогов, пиарщиками, а также девушками на рэсепшн.
А кто поумнее -- выходят за них замуж.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →