Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

9. Саранча с человеческим лицом, с зубами и в короне

Мы продолжаем изучать, что произойдет с Землей после Снятия Седьмой печати. Нашествие мутантов или насекомоподобных роботов, судя по всему. Еще огнедыщащие львы прилагаются.  А также про то, как персонаж "Мастера и Маргариты" (третьестепенный) связан с Дьябло-2, Дотой и Вархаммером.
В нагрузку, как обычно, немного рока, а еще Боб Дилан.

Escape from Locust by heiste.jpg

(Наверняка из-за мартовских праздников вы пропустили прошлый выпуск "Книги Апокалипис", а он был крутой и страшный, почитайте сначала его).

Глава 9 (синодальный перевод)

1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

На фреске хорошо видна падающая звезда, одновременно становящаяся ключом от колодца,
он же дверь в бездонную бездну, где заключены адские силы.

"Пятый ангел трубит". Джусто де Менабуои. Падуанский баптистерий, 14 век


2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

Видно, как звезда падает в колодец и оттуда поднимается дым. Ангел продолжает трубить.
Витраж La Ferté-Milon, église Saint-Nicolas



3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

Этот иллюстратор ХХ века пытался более или менее реалистично изображать это бедствие.
Кстати, евангелиста Иоанна на него вдохновила одна из Десяти казней египетских, помните, там тоже саранча была, только нормальная, а не адская.
Gebhard Fugel, "Саранча выходит из колодца". 1933


Тематический саундтрек Bob Dylan - Day of the Locusts, текст прочитать тут

4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. 6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

Помните, в одной из прошлых глав 144 тысячам верующих ставили "печать бога"? Теперь выясняется, что им эта саранча-скорпионы повредить не смогут из-за печати. Однозначно -- прививки!
Гольбейн Старший. Библия Цвингли. 1531



7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; 8 и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

Описание насекомого в "Апокалипсисе", конечно, очень далеко от реалистичного. А когда художники пытаются следовать указаниям автора книги и рисовать саранчу так, как описано, получается офигенно..
Бертрам фон Минден. "Триптих Апокалипсиса" (фрагмент). Ок. 1380



9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

Комментаторы предполагают, что описание неотвратимого нашествия тучи саранчи как-то связано с конницей парфян — единственной силы, которая в ту эпоху противостояла Риму.
Rodney Matthews - Out of the pit, 1990s (?)
Rodney Matthews - Out of the pit.jpg

11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

"Аполлион" с греческого языка переводится как "Губитель". Античный бог солнца недаром носит то же имя.
Монстры в ранних комиксах и фэнтези, а потом, как результат эволюции, в компьютерных играх, визуально числят среди своих предков чудовищ именно из Апокалипсиса. Пойдет все это с Уильяма Блейка на рубеже 18-19 веков.
Abaddon by JasonEngle on DeviantArt


Тематический саундтрек Fireball Ministry - VIM, текст прочитать здесь

12 Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Уильям Блейк. "Христианин сражается с Аполлионом", 1824-5.
Иллюстрация к "Путешествие Пилигрима в Небесную Страну" Джона Баньяна


Тематический саундтрек - милый инструментальный рок 1977 года "Болеро Аббадона" от Emerson, Lake & Palmer.

13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, 14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

Шестой ангел трубит. От одного из углов алтаря "раздается голос", изображенный в виде Длани Господней. Ангел освобождает 4 Ангелов-губителей из реки Евфрат.
Бамбергский апокалипсис, 11 век



15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

Эх, что же ни один гений мультипликации это не экранизирует! Причем максимально близко к устоявшейся иконографии. Вот было бы круто.
Альбрехт Дюрер. "Четыре ангела смерти". 1498



16 Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.

17 Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.

Rodney Matthews - Two hundred million
Rodney Matthews - Two hundred million.jpg

18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; 19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.

Комментаторы отмечают: гибель несут не всадники, а именно огнедышащие львиноголовые кони. Чем занимаются всадники -- непонятно. У невнимательных иллюстраторов цифра 4 (кол-во ангелов) из этой главы и слово "всадник" (которых тут два миллиона = 2 тьмы) в мозгу иногда склеиваются, и они думают, что это опять 4 всадника Апокалипсиса, но это не так.
"Беатус Сен-Север", 11 век. Здесь все правильно, это просто четыре всадника, а не Четыре Всадника. Людей убивают жала на хвостах коней.


20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Евангелист Иоанн, как обычно в таких изображениях, стоит в будке гаишника сбоку от основных событий и ни во что не вмешивается ("помедленнее, я записываю").
"Анжерский апокалипсис"



***

Глава 9 (современный перевод)

1 Протрубил пятый ангел, и я увидел: упала с неба на землю звезда. Ей был дан ключ от колодца Бездны.

Ангел трубит, ключ открывает колодец, откуда выходит саранча-мутанты. Блондины!
Витраж Сен-Шапель (фрагмент окна-розы), 15 век. У левого фрагмента верхняя часть с трубой утрачена




2 Она отперла колодец Бездны. И повалил из колодца Бездны дым, словно дым из огромной печи. От дыма Бездны затмились солнце и воздух.

Эта гравюра интересна тем, что автор, в отличие от многих других иллюстраторов, помнил, что речь идет все-таки о насекомых. Крышка у канализационного люка мощная, хорошо потёкший реактор был когда-то запечатан, но против метеорита не выстоишь.
Ганс Бургкмайр, 1523-4



3 Из дыма на землю вышла саранча; ей была дана та же власть, что дана на земле скорпионам.

Люди, которых прокляли  мучаться 5 месяцев, но не умирать, уже начинают мучаться.
"Саранча выходит на землю". Augsburger Wunderzeichenbuch, ок. 1552


4 Ей велели не вредить ни траве, ни зелени, ни деревьям, а только людям, у которых на лбу нет печати Бога.

5 Ей не позволили убивать их, а только мучить в течение пяти месяцев. А мучение от нее было такое же, как мучение от скорпиона, когда он ужалит человека. 6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее, они будут жаждать смерти, но бежит от них смерть.

Rodney Matthews. Иллюстрация для обложки альбома Seventh Angel - The Torment, 1990. Музыкальная группа названа в честь ангела, дующего в 7 трубу, это в следующих главах.


7 Саранча та выглядела как боевые кони, снаряженные в бой. На головах у нее как бы золотые венцы. У нее были человеческие лица 8 и длинные волосы, словно у женщин, а зубы, как львиные клыки.

Посмотрите, как интересно изображена здесь броня -- попоны.
Welles Apocalypse, 14 век



9 На ней были панцири, словно железная броня.
Шум от крыльев ее был словно грохот множества конных колесниц, несущихся в бой. 10 Хвосты и жала у нее, как у скорпионов; в хвостах заключена сила вредить людям в течение пяти месяцев.

Современные трактовки книги Откровения предлагают версию, что саранча "в броне" -- это боевые вертолеты и все такое. Этот художник, переживший Вторую мировую, ощущал примерно так же.
Karl Rössing (1946/47)



11 Царь над ней — ангел Бездны, имя ему по-еврейски Аббадон, а по-гречески Аполлион.

Абадонн, он же Аполлион -- это всем хорошо знакомый Абадонна из "Мастера и Маргариты", убивающий взглядом. Также его имя в обоих вариантах используется во множестве компьютерных игр.
"Аббадон во главе войска саранчи". Миниатюра 15 века



12 Первое горе прошло. И вот за ним идут еще два горя!

Frankie Barrera - Pit of Abaddon

Тематический саундтрек Saviours - Into Abaddon

13 И затрубил шестой ангел. Я услышал голос, исходивший от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом.

14 Он говорил шестому ангелу с трубой:
— Развяжи четырех ангелов, что связаны у великой реки Евфрат.

В современном переводе (как и в европейском), в отличие от синодального, голос не от 1 угла алтаря, а от всех 4.
Но это не важно, так как все равно это никто почти не рисовал никогда.
"Освобождение 4 ангелов из реки Евфрат". Миниатюра 15 века



15 И развязали четырех ангелов — их держали в готовности для этого самого часа, дня, месяца и года, чтобы они убили треть всех людей.

Голос от угла алтаря изображен в виде фигурки ангела с указующим пальчиком. С 4 ангелов снимают наручники. Армия вдали подняла свои флаги.
Douce Apocalypse, 13 век



16 Численность конных войск была двести миллионов; это число я сам слышал.

17 Вот какими я увидел в видении коней и всадников: броня на них была огненно-красная, синяя и желтая, как сера; головы коней как львиные морды; из пасти у них вырывается огонь, дым и сера.

Огнедышащий конь со львиной головой.
Витраж Йоркского собора



18 От трех этих напастей погибла треть всех людей — от огня, от дыма и от серы, что вырывались у них из пасти. 19 Ведь сила коней заключалась в их пастях и хвостах: хвосты у них напоминали змей, потому что у них были головы, и этими головами они причиняли вред.

Комментаторы говорят, что если саранча = парфянская конница, то и 4 ангела из Междуречья тоже, наверно, что-то похожее, поскольку парфяне как раз в долине Евфрата и жили. Четыре ангела, быть может, символизируют народы с четырех концов света -- бактрийцы, иранцы, потомки древних вавилонян и многие другие, населявшие Парфянское царство. То есть упорных врагов Римской империи, которые в теории могли ее смести.
Gerard de Jode. After Jan Snellinck


20 А остальные люди, те, что не погибли от этих напастей, так и не раскаялись в делах своих рук: не перестали чтить бесов и золотых, серебряных, медных, каменных и деревянных изображений языческих богов, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
21 И они не раскаялись ни в своих убийствах, ни в своем колдовстве, ни в разврате, ни в воровстве.

Опять ставлю этих веселых огнедышащих коней.
Фрагмент гравюры Дюрера, что была выше, только это не раскрашенный вариант.



Просто картинки

Самое классное в этой главе -- это саранча. То, как удивительно и по разному ее изображали средневековые художники, можно разглядывать часами. Собственно, когда я по первому разу села подбирать иллюстрации, я вообще не осознавала, что эти мутанты и есть  саранча! Пришлось долго тренироваться, чтобы научиться опознавать.
Бамбергский апокалипсис, фрагмент. 11 век


Guyart des Moulins, 14 век


Apocalypse_-_BL_Add_MS_35166, 13 век


Вот эти вообще обаяшки! Верхом сидит Аббадон.
Douce Apocalypse, 13 век



Другая миниатюра той же рукописи, тут Аббадон во главе саранчи уже выехал на задание.


Безумно красиво по колористическому сочетанию.
Вверху трубит 4-й ангел, отчего затмевается солнце и луна, орла в вернем левом углу мы помним по предыдущей главе, где он кричал "горе-горе". Внизу уже эпизод с саранчой, т.е. 5-я труба.
15 век



Саранча жалит хвостами. Поскольку огнедыщащие кони тоже жалят хвостами, и ни те, не другие не похожи ни на саранчу, ни на коней реальных, отличить их друг от друга можно только по наличию всадников на спинах у коней.
Беатус Осма, 1086 год



Здесь саранча имеет явно женские лица (об этом часто забывали художники). На Аббадоне написано SATAN, модная у него майка. А талия в каком корсете!
Беатус Сен-Север, 11 век. Фрагмент миниатюры



Обратите внимание, на кого саранча в таком изводе на самом деле похожа (средневековые художники никак об этом знать не могли -- но именно так выглядели боги народов реки Евфрата).
Сфинкс. Шумерский барельев из Персеполя. I тыс. до н.э.



И опять для сравнения средневековая иконография. Тут изображено сразу два типа саранчи -- реальная и апокалиптическая.


А вот на огнедыщащих коней с головами львов и хвостами-жалами, из 6-й трубы, у художников вдохновения уже не хватало.
Иллюстраций их гораздо меньше, хотя тоже можно было вполне отлично прикольнуться.

Welles Apocalypse, 14 век


А тут все события этой главы изображены одновременно, в одной миниатюре. Потренируйте полученные знания и поопознавайте.
Ottheinrich-bible, 1530-е


Помните эту картину из предыдущих выпусков? Теперь мы можем разобрать более или менее правый верхний угол: тут есть 6-я печать (землетрясение и цари, прячущиеся в скалах, вон -- попы торчат), 2-я труба (огненная скала, падающая в море). Потом наша 5-я труба (звезда, падающая в колодец, и выскакивающая оттуда саранча). А остальное мы узнаем в следующих главах.
Ганс Мемлинг. Полиптих Святого Иоанна, 1474-9


Цитата в тему, из фантастического романа, про то, как Евангелист Иоанн на Патмосе диктует своему писцу по имени Прохор эту книгу:

"У Иоанна-Агасфера поминутно не хватало слов, чтобы передать понятия и образы, составляющие его сверхзнание, и ему все время приходилось прибегать к жестам и междометиям. Сознание его вмещало всю вселенную от плюс по минус бесконечности в пространстве и времени, и как ему было объяснить молодому (а хотя бы и пожилому!) уроженцу Херонеи, сыну вольноотпущенника от иберийской рабыни, что такое: пищаль, гравилет, ТВЭЛы, питекантроп, мутант, гомункулус, партеногенез, Линия доставки, протуберанец, многомерное пространство, инкунабула, Москва, бумага, бронепоезд, капитализм, нуль-т, римско-католическая церковь, магнитное поле, Облачный город, лазер, инквизиция… Он и сам-то, Иоанн-Агасфер, не умел не только объяснить, но и просто назвать эти понятия, предметы и явления: Он всего лишь ЗНАЛ о ник, он только имел представление о них и о связях между ними. Однако Прохор был великий писатель и, как все великие писатели, прирожденный мифотворец. Воображение у него было развито превосходно, и он с наслаждением и без каких-либо колебаний заполнял по своему разумению все зияющие дыры в рассказах и объяснениях пророка" (угадайте кто автор этого романа).

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ
Tags: апокалипсис порционно
Subscribe

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag