В.А.Серов Портрет неизвестной, 1911. Бумага, уголь, сангина, мел, 68х48,8 см.
Киевская национальная картинная галерея
Предположений о личности изображённой было много, но все они оставались просто предположениями, пока на выставке в музее этот рисунок не увидел киевский художник Вениамин Васильевич Ларин...
Выставка называлась "Великий и прекрасный триумвират. Врубель. Серов. Коровин", интересных рисунков, которые выставляются не так часто из-за уязвимости бумаги и акварели к воздействию света, было в экспозиции много - было над чем поразмышлять.
И вот среди всего этого разнообразия взгляд художника уловил знакомые черты на рисунке Серова - актрисы Малого театра Александры Александровны Яблочкиной. О своём впечатлении Вениамин Ларин рассказал куратору выставки - ведущему научному сотруднику музея Наталье Агеевой. Согласиться с его мнением хотелось сразу: на фотографиях известной актрисы она очень похожа на изображение с портрета Серова...
И время создания портрета (дата рядом с подписью срезана кромкой фото),1911 год, соответствует тому периоду, когда Серов создавал портреты артистов Малого театра, а по возрастным признакам изображённой - и тому, как она могла выглядеть в то время: ей было 45 лет. Однако изменить сложившуюся однажды атрибуцию не так легко, как может показаться непосвящённым. Простого мнения, пусть даже авторитетного, для изменения недостаточно,
Подготовив все необходимые визуальные материалы, Наталья Агеева обратилась за помощью к криминалистам - в Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД Украины - и попросила дать заключение: изображено ли одно и то же лицо на графическом портрете Валентина Серова и фотоснимках актрисы Малого театра Александры Яблочкиной.
Для киевских криминалистов это был первый опыт работы с художественными произведениями, но, тем не менее, он дал очень хорошие результаты - за исключением более тёмного оттенка глаз на цветной фотографии актрисы 1960-х годов по сравнению с рисунком Серова и отличающегося контура бровей все антропометрические показатели совпали: пропорциональное соотношение высоты и ширины лица, форма и контур шеи, линия роста волос, строение и посадка глаз, форма и контур носа, носогубные впадины, контуры подбородка и рта.
Изменение формы бровей для актрисы
Как справедливо заметила Наталья Агеева в своей статье для журнала "Страна знаний", успешность портретной идентификации, проведённой киевскими криминалистами, в очень значительной степени зависела от реалистической манеры и умения Серова-портретиста очень точно передавать облик человека. Был бы он кубистом
Мне остаётся поблагодарить за предоставленные материалы Наталью Агееву и дать ссылки на её статьи:
- Агеева Н.Е. Портрет неизвестной глазами криминалистов//Страна знаний, 2013, №9 с. 37-41.
- Агеева Н.Е. В.А.Серов. "Женский портрет" из собрания Киевского национального музея русского искусства. //Валентин Серов и русская культура XIX- начала XX века. Материалы научной конференции - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016, с.245-249.
©Александра Шпетная
Оригинал записи
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →