![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Rose_Window_of_Sainte-Chapelle_de_Vincennes%2C_Interior_View_140308_1.jpg)
Термин "пламенеющая готика" придумал еще в 1851 году английский историк Эдуард Фримен.
Прилагательным "flamboyant" ("пламенеющий") обозвали определенный кусок средневекового готического искусства, потому что контуры и силуэты в это время стали похожи на языки пламени.
Вообще у историков искусства как-то принято давать периодам и стилистикам прозвища.
Например, Возрождение делят на 3 периода: раннее и позднее -- это простенько, а вот посрединке находится "Высокое Возрождение". Если придумывать архитектурный перформанс, иллюстрирующий этот термин, то, например, надо взять кучу статуй Ренессанса и прикрепить их к потолку, чтобы смотреть на них можно было только задирая голову.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/617997/617997_original.jpg)
У различных кусков готического искусства прозвища более разнообразные и любопытные: лучистая готика, интернациональная, перпендекулярная, кирпичная, куртуазная, ланцетовидная...
Раздолье филологам.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fd/Fa%C3%A7ade_de_la_Sainte-Chapelle_du_Ch%C3%A2teau_de_Vincennes.jpg)
Конкретно "пламенеющая" -- период поздней готики в эпоху позднего средневековья, который царил в некоторых странах с 14 века до начала 16 века, в особенности во Франции -- эпицентре всего готического искусства.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d3/Duomo_di_Milano_%282013%29.jpg)
Готика вообще вся глобально искусство извивистых линий, но в этот перид они стали особенно извивистыми, кривыми, спиральными, языками пламени. Это видно и в архитектурных элементах, особенно арках и витражах, и в том, как складки лежат на картинах. Это самый роскошный и избыточный период готики, и этим он прекрасен и завораживающ.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Vendome03.jpg)
Готический собор эпохи пламенеющей готики действительно визуально, если напрячь воображение, всеми своими линиями стремился ввысь, к небесам, к Богу, как пламя, как огонь. Это делалось и подсознательно, и специально -- потому что устремление к Богу, как вы понимаете, было главной задачей идеологии того времени.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/St._Anne%27s_Church_Exterior_3%2C_Vilnius%2C_Lithuania_-_Diliff.jpg)
Так что когда Николай Полисский соорудил гигантское чучело Масленицы в виде собора, и поджег его -- это он очень круто и наглядно воплотил в жизнь старую метафору. На мгновение в реальной жизни явилось то, что средневековые архитекторы пытались увековечить в камне -- храм, как гигантский костер человеческих душ, устремленный к небесам, к Богу.
На несколько минут он смог сделать огонь строительным материалом и построить из него здание (т.е. именно огонь был строительным материалом, а не ветки).
Впрочем, уточню, что готический стиль архитектуры использовался не только для культовых сооружений, но и для светских -- например, здание английского парламента, замков (например, с заставки Уолта Диснея) и т.п.
То есть "готическое здание" -- это не равно "церковь", люди!
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/618466/618466_original.jpg)
фото: Известия
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/618556/618556_original.jpg)
фото: Лентач
- И еще, коллеги-журналисты, НЕ используйте, пожалуйста, слово "костел". Так следует называть только польские, украинские, западенские и проч. славянские католические храмы. В данном случае паспорта у сооружения нет, ничего в его архитектурном силуэте не говорит о том, что это здание из славянских католических земель. Тут просто обобщающий образ готической архитектуры. Слово "храм" или "собор" -- это корректно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author