Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Нутро наружу: портреты актеров от Бориса Григорьева

Качалов, Книппер-Чехова, Мейерхольд, Станиславский... Писать реалистичные портреты в послереволюционном ХХ веке, когда жанр реалистического портрета оказался в глубоком кризисе, сложновато. Посмотрим, как решал эту проблему очень талантливый художник, которому, вдобавок, достались в натурщики крайне талантливые люди -- мхатовские актеры самого великого периода существования этого театра.

Особенно интересны те актерские портреты, где художник изображает актера в какой-либо роли, влезшим в чужую шкуру. Давайте сравним лица людей в разном состоянии, через разные виды искусства.

(Это все один человек)



Василий Качалов
(фотография в повседневной жизни)


Фотография Качалова в роли царя Федора Иоанновича (пьеса А.К. Толстого)


А вот он на картине Бориса Григорьева, 1923




Как вам? Удалось ли художнику поймать нечто неуловимое?

Также эту роль в другом составе играл Иван Москвин.



В роли царя Федора


В роли царя Федора, 1923


Ольга Книппер-Чехова
фото с мужем


в роли Настасьи в драме "На дне"


Ольга Книпер-Чехова в роли Настасьи в драме "На дне". 1923


Петр Бакшеев



Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла (из пьесы Горького "На дне"), 1922


Станиславский



Станиславский в роли Сатина в пьесе "На дне", 1904


Станиславский в роли Сатина в пьесе "На дне", 1922


Николай Подгорный



Портрет Николая Подгорного в роли Петра Трофимова (Вишневый сад), 1923


Мейерхольд



Это один из самых великих портретов 20 века. По крайней мере, так считает Лондонская портретная галерея, когда в 2000 году устраивала отчетную выставку за прошедшее столетие, где за каждый год отвечала одна картина. Причем картина не в западном музее, а в Русском музее, и все равно они ее знают и включили.

1916 год. Меерхольд изображен в роли Лучника и в роли Денди.

Картина кажется полубезумной, но на самом деле Григорьев с фотографической точностью зафиксировал репетицию в его питерской студии. Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву – мол, вот так надо на сцене убивать. А на переднем плане Мейерхольд в черно-белом костюме денди обучает тому, как надо на сцене умирать. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. Отсюда – косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить? Следите за мной?"

А вот портреты без грима.

Шаляпин, 1918


Шаляпин, 1923


А вот его поздняя фотография для сравнения



«Портрет актера, предположительно, Николая Александрова»


Tags: avant-garde, vs, портреты, серебряный век, шаляпин
Subscribe

Posts from This Journal “серебряный век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “серебряный век” Tag