Книга Откровения была написана во 2-й половине I в. н.э.
Это одна из самых тщательно иллюстрируемых книг Библии, в ней проиллюстрирован практически каждый стих.
Раннехристианский период:
В доконстантиновскую эпоху неизвестно о каком-либо изображении мотивов из "Апокалипсиса".
С победой христианской церкви в IV веке сначала адаптируются отдельные ее иконографические темы, в особенности Богоявление, прославление божественной славы Христа ("Христос во славе" -- Majestas Domini). Тема катастрофы еще не интересовала. Также важной для Отцов Церкви была тема видения Неба.
Важнейшими мотивами для раннехристианского искусства становятся: Альфа и Омега, Агнец Божий среди 24 старцев, 4 апокалиптических животных. Они получают жизнь, отдельно от иллюстрирования книги, и становятся одной из важнейших тем христианского западного искусства в целом.
Начало складывания иконографического цикла в целом, вероятней всего, приходится на V-VI века. Беда Достопочтенный упоминает некий недошедший до нас монументальный цикл около 680 года, который находился в Риме, и рисунки которого как образцы увез один бенедектинский епископ для украшения своей церкви в аббатстве св. Петра, Wearmouth.
Видения Апокалипсиса появляются на арках римских базилик, построенных после узаконивания христианства (432-440, Санта Мария Маджоре). Поклонение Агнцу 24 Старцами и Агнец на престоле среди 7 светильников были представлены на мозаике V века в Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Раннее Средневековье:
Огромное количество иллюстрированных рукописей Апокалипсиса этого периода разделяют на три независимые группы, каждая из которых имеет свою типологию:
- Испанские Апокалипсисы (VIII век). Восходят к Комментариям Беатуса.
- Галльские Апокалипсисы (VIII-IX века). Группа рукописей Трира и Камбре, северо-восточный регион Франконии. Восходят к утраченному раннехристианскому исходному циклу V-VI веков.
- Итальянские Апокалипсисы. Восходят к утраченному раннехристианскому исходному циклу V-VI веков. Оказала влияние на Верхнюю Германию (в их число входят Валансьенский Апокалипсис и Бамбергский, ок. 1000 г.). Поздний вариант этого типа - Беатус из Берлина (XII век).
Три капители в церкви св. Марии в Флери были вдохновлены рисунками в испанских Беатусах. Они показывают Сына Человеческого среди 7 светильников, 4 всадников и дракона в цепях, свергнутого в бездну.
Романское искусство:
Влияние рукописных Беатусов заметно в романской скульптуре южной Франции. В тимпане портика церкви св. Петра в Муассаке, 24 старца поднимают свои головы в коронах к видению гигантского Христа. Он коронован (12:10) и сидит на троне среди 4 животных и серафимов. Тимпан этой церкви демонстрирует, по сути, диффузию Majestas Domini. Эта иконография (впервые использованная для декорирования апсид), в XI веке переместилась на фасад церквей, как знак святости и спасения. Фасад церкви, ориентированный относительно солнца, обозначал место, где ожидался приход Страшного Суда.
Как возрождение каролингского стиля в среде романики можно назвать выдающуюся серию фресок, которая была написана в конце XI века в портике под западной башней церкви Saint-Savin-sur-Gartempe, где были апостолы и ангелы, склонившиеся в целовании ног (проскинеза). В числе 12 сцен, сопровождавших Majestas - саранча (9:7), освобождение 4 ангелов из Евфрата (9:14-15), Жену и Дракона, битву Михаила и ангелов с драконом, Новый Иерусалим в образе невесты (21:2).
В Hortus Deliciarum Герарды Ландсбергской (ок. 1180) наодится уникальное изображение Бога, вытирающего слезы своему народу, а также особый упор сделан на дела антихриста, чем отведено 9 иллюстраций. Этот упор идет из Св. Августина "О Граде Божьем". В рукописи очевидно влияние византийской иконографии Страшного суда и вообще греческого искусства. Семиглавый дракон подписан по-гречески eptazephalus. Трон уготованный (византийская Этимасия) интерпретирован как алтарь, под которым души (6:9).
Высокое Средневековье:
Но в высокую готику тема Апокалипсиса исчезает из тимпанов порталов. Сияющее видение 24 Старцев заняло окно-розу в южном трансепте Шартрского собора. Апокалиптические циклы вырезались на камнях архивольт порталов Страшного суда в соборах Парижа и Амьена, где изображались 4 всадника и мучения в аду.
Иллюстрации создаются в относительно однородном готическом стиле. Прежде всего надо упомянуть «англо-французскую» группу (XIII-XV вв.), из которой развилась позднесредневековая немецкая традиция. Эта группа развивала раннехристианскую традицию иллюстрирования, переместившуюся из Италии в галльские земли.
Труд мистика Иоахима Флорского «Комментарии к откровениям Иоанна Богослова» (ок. 1196–1199) вдохновил художников на введение новых иконографических мотивов. В 1235-1248 гг. францисканец Александр Бременский написал комментарий к Иоахиму, вокруг которого, в свою очередь, развилась собственная традиция иллюстрирования. Также на тему Апокалипса создавались поздние иллюстрации в Bible moralisée.
Большое значение для последующего периода имел английский Апокалипсис ок. 1230, школы миниатюристов Сент-Олбанса (Тринити-колледж). Это самый ранний и вероятно самый красивый раннеготический манускрипт. Он имел обилие иллюстраций (около 90) и мало текста на странице, включал истории из жития св. Иоанна, а также комментарии. Таким образом была создана традиция сосуществования текста, рисунка и комментариев. Позже была предпринята попытка превращения всего текста в цикл изображений, что способствовало сокращению количества сцен.
Этот и другие манускрипты его типа были богато украшены для королей и аристократических патронов, в основном англичан. Несколько из них по сути всего лишь сборники иллюстраций с подписями на латыни или французском, они включают последовательность рисунков с изображением чудес и финальной победы над Антихристом. Важное место, которое отводилось Антихристу, позже нашло отражение в фресках Страшного суда с апокалиптическими обертонами, написанными ок. 1500 в соборе Орвьето Лукой Синьорелли.
Также Апокалипсис подробно изображали на гобеленах (Анжерский гобелен, 1373-1380), на церковных порталах и витражах (Йоркский собор). Эта традиция, начатая в Сен-Дени и Шартре, продолжается в Реймсе, Амьене, Бове и Кельнском соборе, позволяя воспроизводить Небесный Иерусалим. В них была полностью отражена монументальность, присущая видениям Апокалипсиса. Анжерский гобелен был выткан в Париже в мастерской Николя Батальи для герцога Людовика Анжуйского. Картоны для них были созданы Жаном Бондолем из Брюге как копии рисунков из различных манускриптов школы Ла-Манша. Гигантский цикл включил 98 сцен и 800 кв. метров.
Только жалкие остатки фресок Чимабуэ (снятие печатей, ангелы с ветрами и Падение Вавилона) сохранились в верхней церкви Ассизи. Но Джусто де Менабуои создал энциклопедическую программу в падуанском баптистерии (1375-1378), и эти фрески особенно важни, потому что они перекликаются со Святой Троицей на хорах, а также с великим множеством (7:9), изображенном в куполе, которые иллюстрирует тему Всех Святых. В Италии, в предыдущей традиции, "Книгу Откровения" (7:9) читали на День Святой Троицы, но про воскрешение множества читали на День всех святых. Огромное восточное окно на хорах Йоркского собора Джон Торнтон из Ковентри (1405-8) заполнил 1799 кв. футами витражей. Их программа по богатству уступает только падуанской, поскольку она включает 27 панелей из Ветхого Завета и 81 панелей про 90 сцен Апокалипсиса.
Позднее Средневековье:
Около 1430 года в Голландии появился печатный с ксилографиями т.н. Blockbuchapokalypsen. В него вошло около 50 стр. по 2 илл. с выдержками из библейского текста и комментариями.
Возникновение книгопечатания позволила печатать региональные варианты. Т.н. Кельнская Библия (Kölner Bibel, около 1478 г.) впервые включила девять изображений Апокалипсиса, которые зависят от англо-французской живописной традиции. Содержимое всего Апокалипсиса уменьшилось до 9 ксилографий с 23 сценами. Кельнская Библия также является источником изображений в нескольких народных Библиях, таких как Библия Грюнингера (Grüninger-Bibel) из Страсбурга 1485 года.
В "Гентском алтаре" Яна ван Эйка (1432) видение Небесного Иерусалима занимает центральную часть, включая видение Иисуса и поклонение 144 тысяч Агнцу. Это 9.2–12, которые читались на службах 1 ноября. Поклонение всех святых Агнцу получает свое визуальное воплощение как результат литургии, принятой для Дня всех святых в 835 году.
Ренессанс и барокко:
В 1498 году Альбрехт Дюрер создал Апокалипсис с 15 большими листами с текстом Библии. Дюрер создал концентрированное и динамичное видение, не проиллюстрировал, а обобщил. Фундаментально новое в его трактовке была индвидуальная, полемическая трактовка.
Такой подход вдохновил протестантскую иконографию, только что зародившуюся. Лукас Кранах продолжил дюрервский способ иллюстрирования в Библии Лютера 1522 года, опираясь на Дюрера, но не сохраняя эту обобщенность, а вернувшись к иллюстративности. Это, следуя духу Реформации, чисто текстовая информация на службе библейской интерпретации. Его продолжателями стали протестантские гравюры на дереве Маттиаса Герунга и Ганса Гольбейна (1523), Цюрихская Библия 1531 года, Burgkmair, Schaufelein, Альтдорферы (1533–34), Martin Schaffner (1534).
Со стороны католиков влияние ощутилось в Библиях, над иллюстрированием которых работали Martin l'Empereur (Антверпен, 1530) и Sebastian Gryphius (Лион, 1541). Гравюры Дюрера, перетолкованные как формальная идиома Школой Фонтенбло, вдохновило великолепную серию витражей в капелле Vincennes (1558).
Удивительно, Дюрер и его продолжатели вдохновили и создание первого апокалиптического цикла в православном искусстве - в монастыре Dionysiou на Афоне (1547). В православии эта книга считалась достаточно спорной, поэтому не иллюстрировалась. Поэтому вклад византийского искусства в иконографию Апокалипсиса оказался поздним и очень малым. Сохранился манускрипт Elizabeth Day McCormick Apocalypse XVII века с 69 иллюстрациями, где текст греческий.
Во время Контрреформации тема Апокалипсиса блекнет и отступает. В 1563 году Тридентский собор призывает к массовому искусству, которое бы понятно излагало основные таинства Церкви. "Эзотерический" и непонятный Апокалипсис не подходит для этой цели. За исключением Небесного Иерусалима, который во многих храмах становится лейтмотивом строительства (например, в Соборе св. Галлена).
Иногда в эту эпоху мотивы Апокалипсиса используются великими мастерами для отдельных изображений Падения ангелов или Девы.
Новое время:
В XIX веке в иконографии Апокалипсиса трудно найти новые импульсы. Популярная модификация старых мотивов иссякает, порой доходя до китча.
Художники, обращавшиеся к теме: Уильям Блейк в своих визионерских иллюстрациях, масштабные пейзажи маслом Джона Мартина и Фрэнсиса Дэнби. Бенджамин Уэст разрабатывал тему и в классицистической, и в позднебарочной эстетике. Иллюстрации в рафинированном стиле классицизм, который кажется в этой теме неуместным, исполнил Луиджи Сабателли. Небольшое количество иллюстраций в своей традиционной манере выполнил Доре.
В конце XIX века цикл гравюр исполнил Одильон Редон.
Одной из популярнейших тем является "Четыре всадника", которые приобретают совершенно независимую трактовку (Уильям Тернер, Фредерик Уоттс, А. Беклин). Эффектное воплощение темы находим в творчестве Виктора Васнецова в эскизах к неосуществленным росписям Киевского собора. Прерафаэлитов тема не интересовала, если не считать интереса Берна-Джонса к Страшному суду, про который он выполнил витраж.
На рубеже XIX и XX веков тема Апокалипсиса освобождается от зависимости от Церкви (см. гравюры P.F. Cosyn).
В дореволюционном русском искусстве появляются произведения, которые принято было трактовать в советском искусствознании, как предчувствие Первой Мировой войны, иллюстрированное с использованием тем Апокалипсиса. Это цикл картин Натальи Гончаровой, а также несколько экхатологических произведений Николая Рериха.
Две Мировые войны сделали Апокалипсис злободневной темой. Гравюры на дереве Карла Рёссинга - непосредственный результат Второй Мировой. Старые сюжеты внезапно становятся отражением реальных исторических событий. 27 литографий Макса Бекмана демонстрируют совершенно независимую трактовку мотивов. Другие художники: E. Georg (1943), G. de Pogedaïeff (1947–50), A. Collot (1952), G. de Chirico (1952), H. de Waroquier (1955).
Анжерский гобелен вдохновил Jean Lurçat на создание гобелена для апсиды Notre-Dame-de-Toute-Grâce (1947–48), где Дева и дракон.
Перевод: источник 1, источник 2 + авторский текст Софья Багдасарова.
Художники-иллюстраторы:
2-я пол. ХХ века
- Boris Artzybasheff (1937?). Одна или несколько стильных ар-деко гравюр с элементами современного быта
- Mario Barberis
- Max Beckmann (1941). Цветное, похоже на Малявину
- Gy. Szabo Béla (1977-1978).
- William A. Blayney (1917-1986). Американский примитивист
- Frederick Carter (1925). Иллюстрации к "Апокалипсису" Д. Г. Лоуренса
- P.F. Cosyns. Гравюры в стиле Флоренского
- !!! Gebhard Fugel. (1933). Цветные открытки
- Ferdinand Gehr: Die Apokalypse von St.Gerold (1977). Примитивистские росписи в церкви
- Friedrich Greiner. (1937). Академическое книжное издание, гравюры
- James Hampton's Throne of the Third Heaven. Наивное искусство, артефакты из мусора
- Paul Mersmann (2010). Интересные акварели, книжная графика
- Clara Rettich (1911). Цветные рисунки, стилизация под миниатюры
- Arild Rosenkrantz. Несколько цветных "символистских" картин
- !! Karl Rössing (1946/47). Гравюры на тему Второй Мировой войны
- !! Georg Schlicht. Русский эмигрант, в духе раннего Рериха
- Sidney Sime. Изящные тонкие гравюры
- Rufino Tamayo. Apocalypse de Saint Jean. 1959. Цветные литографии
- Hendrik Wiegersma (1936). Чб книжные заставочки
- Barbara Benish (1995)
- Chris Koelle. Пафосный комикс
- ! Ted Larson. Ранний digital-artist
- Duncan Long. Плохие современные рисунки, не надо туда ходить. Вот еще: Pat Marvenko Smith. David Miles. Robert Roberg.
- !! Rodney Matthews. В стиле фэнтези
- Peter Olsen. Стилизация под сюрреализм
- G. Roland Smith - стильная графика, типа карты
- ! Professor John Steczynski, Boston College. Apocalypse: Meditations on the Visions of John 1996-1997. Классическая традиция книжной иллюстрации
- Basil Wolverton. Классический комиксист Марвел
- Martin Young. Комиксы в мультяшном духе, есть остроумные
- Linda Lee Zarley Stevens Day. Интересная графика
- Имя художника утеряно в интернетах. Книга. Revelation It's Grand Climax At Hand! by Watch Tower Bible and Tract Society
- http://apocalypseprize.com/ конкурс иллюстраторов-любителей, биеннале
- http://www.biblegraphics.com/revelation.htm современный как бы художник, старательный
- http://www.howarddavidjohnson.com/revelation.htm Фотошопит картины, но неплохо.
- Мой личный фотоальбом, куда я складываю интересные репродукции на тему.