Глава 1 (синодальный перевод)
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Ангел вручает Иоанну Откровение. Бамбергский Апокалипсис (11 век). С этой сцены часто открываются рукописи "Апокалипсиса". Иоанн принимает Книгу покрытыми руками, потому что голыми брать Священное было нельзя.
4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.
Семь Церквей в семи городах на территории современной Турции. Семь церквей в семи городах на западе Малой Азии символизируют полноту Церкви. Предположительно они выбраны потому, что эти города являлись почтовыми центрами и были расположены на расстоянии от 40 до 80 км друг от друга по кольцевой дороге. Или потому что были лучше всего знакомы автору "Откровения".
Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
7 Се, грядет с облаками,
и узрит Его всякое око
и те, которые пронзили Его;
и возрыдают пред Ним все племена земные.
Ей, аминь.
"Семь церквей и семь ангелов". Гобелен "Анжерский Апокалипсис" (фрагмент), 14 век.
Число 7 из раза в раз будет повторяться в "Откровении", также и потому, что это древнее священное число, означающее полноту чего-либо.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
или со строчной "о"
"Христос во славе", эмаль, Франция, 13 век. Греческие буквы-символы - по сторонам головы. Альфа и Омега — первая и последняя буквы греческого алфавита; здесь они олицетворяют полноту и завершенность.
"Распятие". Мозаика из базилики св. Аполлинария, Равенна, 6 век. Буквы по сторонам перекладины.
9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
Тициан. "Св. Иоанн Евангелист на Патмосе". 1544.
Святого сопровождает гигантский орел -- традиционный спутник этого евангелиста.
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: 14 глава Его и волосы белы, как белая вулна, как снег; и очи Его — как пламень огненный; 15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его — как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей.
Matthias Gerung. Ottheinrich-bible. 1530-е.
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. 19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Дюрер. 1498.
7 светильников = 7 церквей = символически обозначают всю полноту верующих.
7 звезд = 7 ангелов церквей, также со звездами (Плеядами) в руках на монетах изображали императора.
Даю два последних абзаца еще раз, в новом современном переводе Российского библейского общества, для лучшего осмысления.
(Вообще рекомендую эту книгу в бумажном варианте приобрести, раньше это можно было сделать в офисе общества на Павелецкой).
Gebhard Fugel (1933)
14 Голова Его и волосы были белы, как белая шерсть, как снег. Глаза Его как пылающий огонь, 15 а ноги словно сверкающий металл, раскаленный в горне, и голос Его словно грохот водопада. 16 В правой руке у Него семь звезд. И из уст Его исходит обоюдоострый меч. Весь облик Его словно палящее солнце в зените.
Опять Бамбергский апокалипсис.
"Меч от уст" очень трогательный. И звездочки вокруг пальца
17 И когда я увидел Его, Я пал к Его ногам как мертвый, но Он положил на меня Свою правую руку и сказал: «Не бойся! Я — Первый и Последний, 18 Я тот, кто живет. Я был мертв, но вот Я снова живу во веки веков, и у Меня ключи от смерти и ада.
Джованни да Милано. "Христос Откровения". 1365-9.
В руках звезды и ключи, но нет светильников в этот раз
19 Итак, запиши, что ты увидел: то, что есть, и то, чему суждено свершиться потом.
20 Вот тайна семи звезд, которые ты увидел у Меня в правой руке, и семи светильников: семь звезд — это ангелы семи Церквей, а семь светильников — это семь Церквей.
Мозаика в Сан Марко, Венеция: 7 ангелов и 7 церквей.
***
Вообще примечаний и толкований от самых различных авторов так много, что я боюсь запутаться.
Поэтому толкования конкретно на сам текст брать сюда почти не буду, только иконографические всякие моменты. Дополнения в жанре "для чайников" приветствуются.
Наталья Гончарова. "Старец с семью звездами". 1910.
Для тех, кто хочет еще и в текст врубиться, рекомендую читать параллельно для начала о.Александра Меня "Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова". Эта книга достаточно простая, потому что изначально она не "книга", а расшифровка устных бесед и комментариев, которые потом с аудиокассет опубликовали последователи Меня.
"Альфа и Омега" -- плитка для церкви, Пенсильвания, 19 век
Friedrich Greiner (1937)
Современная мозаика в Германии.
Тут и светильники, и буквы. А вот звезд кажется многовато. И меча от уст нету.
Барочная фреска в Австрии
Маттео Джованетти. 1340-е. Фреска в авиньонском папском дворце.
Светильники почти стерлись, и поэтому работа смотрится еще более визионерски.
Manuel Panselinos, фреска в афонском монастыре, 13 век.
Иоанн и Прохор - традиционно считается, что именно этот ученик помогал ему записывать "Откровение".
Греческая икона (вроде с Патмоса). Вообще в православии эта иконография очень редка, потому что заимствованна.
Франческо дель Косса. Ок. 1480
Продолжение в следующую пятницу.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author