Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Как идет первый трудовой день? Вот для вдохновения

Самое любимое мое изображение трудового порыва в советском искусстве.

Самохвалов А.Н. "Со сверлом". Из серии "Девушки метростроя". 1934. ГРМ


Одной из любимых тем художника Александра Самохвалова были физкультурницы и «советские богини», строящие новый мир. По призыву комсомола в 1934 году он добровольно отправился возводить первое советское метро и там постоянно любовался метростроевками — девушками-строителями.

С натуры Самохвалов ничего не писал — на стройке это было неудобно, но дома запечатлел их в серии акварелей, получившей название «Девушки Метростроя» (Метростроевки).

Поскольку рисунки делались по памяти, то здесь нет места конкретным деталям и узнаваемым лицам. Художник стремится передать мощь и энергию своих моделей. «Метростроевка со сверлом» — пожалуй, самая сильная во всей серии. И дело не только в ее мускулах: как отмечают искусствоведы, Самохвалов в то время находился под влиянием Микеланджело — мастера эффектных поз и динамичных жестов.

Ниже я собрала ВСЕ рисунки и картины из серии «Девушки Метростроя».

"У крана"
0_4bc99_c3f0edc2_XXL.jpg

Говорят, это были эскизы для неосуществленных панно Московского Метрополитена, но вроде бы сведения о том, что Самохвалову был дан такой заказ, не подтверждаются, так что это просто легенда.

Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»:

«Это был призыв комсомола к добровольному участию в строительстве первого в нашей стране метро. Я был в это время в санатории Дома ученых в Узком. И оттуда наезжал в Москву на места стройки. Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде. <…>

"У бетоньерки"


Здесь я встречал этих девушек, только пока мог не выпускать их из поля своего зрения. Если какая-нибудь из них исчезала, то исчезала навсегда, оставив во мне память о музыкальных ритмах своего трудового процесса, незабываемо красивых ритмах. Некоторые образы этих метростроевок я воссоздал в картине большого размера, пользуясь иногда и натурой, но это отнюдь не было портретом. Очень хорошо выразился Дейнека по поводу двухметрового холста, на котором изображена девушка с отбойным молотком: "Она, как богиня, и все-таки она наша, русская девчонка".

"Стакан молока"
0_4bc94_83c6ef1e_XXL.jpg

Вот как описывает Самохвалов свою работу над акварельной серией "Девушки Метростроя" и использованный им творческий метод:

«В нашу эпоху рождения и необычайного роста нового человека следовало, казалось бы, не брать в руки кисть, не имея перед глазами натуры, подобно тому как того требовал в свое время Энгр. Но в том-то и суть, что образ этого нового человека раскрывается в сложнейших трудовых, общественно-политических взаимоотношениях.
А с нашим громоздким, долговременным процессом профессионального осуществления не влезешь в постоянно меняющийся жизненный поток, не подстережешь иногда мгновенно раскрывающийся образ.

"Перед душем"
0_4bc95_57a2bd4f_XXL.jpg

Поэтому мне казалось необходимым пересмотреть метод накопления опыта.
К этому приводила меня и новая задача, которую я себе ставил.
Поиски образа-типа советской девушки-метростроевки, органически впаянной в общий рабочий ход гигантской стройки, в которой ее общественный смысл подчеркивается каждой деталью, требовали, как мне казалось, иного подхода и иного формата решения.
Здесь нельзя было изолировать объект от действия, нельзя было тащить его к себе в мастерскую. Необходимо было развить остроту восприятия и зрительную память, значит, сделать превалирующим момент наблюдения и изучения. Необходимо было найти технику осуществления, быструю и четкую по своему живописному языку.

"С лопатой"
0_4bc9a_fc06c85b_XXL.jpg

Трудности акварели требуют от художника известной отваги, большого напряжения и выдержки. Необходимость управлять растекающейся краской, которая может ворваться потоком в соседнюю и погубить все дело, создает у художника известный подъем и чувство ответственности за каждое движение. В то же время консистенция краски требует быстроты решений.
Это соответствует темпам и хорошо сливается с осуществляемым образом.
Я остановился на акварели.
Думаю, что структура решения была найдена правильно. Работая маслом, я смог бы разработать тему с гораздо меньшей полнотой.

"Метростроевка, несущая лопаты"


В противоположность серии коммунаров, где работа происходила на глазах у всех, здесь ни одна из работниц Метростроя не догадывалась, что за ее работой, за ее движениями наблюдают, имея в виду ее изображение. На месте я даже не делал никаких заметок. Только в случае чрезмерной зыбкости впечатления заносил в маленькую записную книжку ту или иную черту, значение которой было понятно только мне. Спустя некоторое время, я беспорядочно сразу зарисовывал все, что можно было вызвать в памяти. Эти записи еще не являлись материалом. Основным материалом все-таки была память. Чаще всего именно наиболее яркое впечатление переходило на бумагу с наибольшим трудом, может быть, в силу его большей обогащенности; к получающемуся изображению предъявлялись больше требования.

"Метростроевка, несущая арматуру"
0_4bc9b_89b8b36d_XXL.jpg

После каждого похода на Метрострой вырисовывались с достаточной яркостью два-три образа. Их я и осуществлял в акварелях.
На каждый лист по строгому рабочему плану отводилось два дня; если за это время мне не удавалось закончить, я оставлял завершение листа до окончания всей работы.
Этот, хотя и несколько искусственный, перерыв я считал существенным, так как им обеспечивалось плановое накопление материала, поддерживался темп работы мысли и, что самое главное, определялась единая концепция каждого отдельного листа в серии.

"Откатчицы"


Вообще серию я рассматриваю как целое произведение особой структуры, где мысль художника на отдельных вещах дает варианты или грани единого образа.
Единство формата, техники и принципа построения архитектурно объединяет серию, монументализирует ее.
Взятая мной тема подсказывала монументальное решение. Работая, я представлял себе эти листы как бы эскизами фресок, которые, оставаясь в структуре акварели, могли бы быть и самостоятельно развернутыми в некоем архитектурном ансамбле. (источник)

"У лебедки"


Кстати, в реальности они маленькие, просто акварельные листы.


Есть, правда, одна картина маслом "Метростроевка со сверлом", но она не такая "горячая", как графические наброски.
0_4bc97_bd0297b7_XXL.jpg

UPD:  оказывается, две картины маслом есть. И 10 акварелей.


Вот это, кажется, вторая маслом. Развитие эскиза "У бетоньерки" (?), сравните, насколько улучшилось.
0_4bc98_333ce853_XXL.jpg
Tags: советское
Subscribe

Posts from This Journal “советское” Tag

Comments for this post were disabled by the author

Posts from This Journal “советское” Tag