Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Кто на самом деле создавал первобытное искусство?

Мы зря ассоциируем понятие «древний художник» с бородатым мужчиной-охотником: почему бы не предположить, что росписями пещер занимались женщины? Более того, анализ  показал, что 75% изучаемых в пещерах отпечатков рук принадлежали именно женщинам.




Отпечатки рук на стенах древних пещер каменного века во Франции и Испании всегда приписывали мужчинам или мальчикам-подросткам. Однако последние исследования говорят об обратном: авторами древних изображений были в основном женщины, сообщается в Discovery News.

История удивительного открытия берет начало из исследований английского врача Джона Мэннинга, который собрал значительное количество информации, касающейся отпечатков рук своих пациентов. Мэннинг сделал это для того, чтобы убедиться, существуют ли различия между отпечатками рук мужчин и женщин, а также людей из разных общностей в разных частях мира.

Это исследование проводилось более 10 лет назад и показало, что у мужчин и женщин различается длина пальцев (это называется половым диморфизмом). Все же следует признать, что большая доля отпечатков может частично совпадать и определить по ним пол человека довольно сложно.

«На основаниях исследований Мэннинга была написана популярная книга о соотношении отпечатков пальцев, – высказывается по этому поводу антрополог Университета Пенсильвании Дин Сноу, автор статьи об отпечатках ладоней в последнем номере American Antiquities. – Я, конечно, предполагал, что кто-то уже использовал эту информацию в археологическом сообществе. Но я был удивлен, что никто не применял эти знания для изучения наскальной живописи».

Чтобы раскрыть секрет рисунков во Франции и Испании, Сноу отправился туда сам. Он хотел сравнить древние отпечатки и трафареты. Отпечатки делались при помощи опускания руки в краску, а трафареты – после распыления краски на прислоненную к стене руку.

«Мы столкнулись с первой неожиданностью: результаты не свидетельствовали о том, что мужчины и женщины принимали участие в наскальном искусстве в равной степени», – сказал Дин Сноу.

Отпечатки рук рядом с этими знаменитыми лошадьми в яблоках, запечатлённые тысячелетия назад в пещере Pech Merle, также принадлежат женщинам. Это можно считать своеобразной подписью авторов. Внизу слева: этот отпечаток из французской пещеры Gargas американец опять-таки определил как женский (снимок сделан камерой ночного видения). Внизу справа: ещё одна женская ладонь из El Castillo (фотографии Dean Snow, Roberto Ontanon Peredo).


Продолжив изучение рисунков, ученый установил, что около 75% изучаемых в пещерах отпечатков принадлежали женщинам. Только 10% изображений можно приписать рукам явно взрослых мужчин. Авторство 15% отпечатков можно, скорее всего, приписать мальчикам подросткового возраста. «Половой диморфизм у древних жителей южной части Европы был более выражен в сравнении с современным населением», – к такому заключению пришел автор исследования.

Отпечатки ладоней очень широко распространены в доисторической наскальной живописи во всех частях света. «Наши руки – одна из особенностей, делающая нас уникальными. И это нечто, соединяющее всех нас», – заявил Дин. Хотя его исследование сосредоточилось на европейских образцах доисторических картин, автор работы полагает, что аналогичные выводы можно будет сделать при анализе рисунков в других местах: Патагонии, Борнео, Белизе и ЮАР, к примеру (фотографии Peter Essick/Aurora, Carsten Peter/NGS Image Collection, Stephen Alvarez, Geoffrey Blundell/South African Rock Art Digital Archive).


К подобным выводам пришел и еще один ученый-археолог – Пол Петтитт из Университета Дарема в Великобритании: «Я использовал одинаковые критерии оценки отпечатков в пещерах Эль-Кастильо, Ла-Гарма и Кантабрии. Я бы сказал, что мои неопубликованные данные согласуются с тем, что на скалах отображены руки взрослых женщин».

Петтитт добавил, что не стоит делать слишком много поспешных выводов на основании исследования Дина Сноу.

«Может быть, а может и не быть доказано, что именно женщины были теми, кто создал трафареты, – пояснил Петтитт. – Мы должны различать понятия «трафаретные изображения» и «те, кто создавал эти изображения». В конце концов, у нас нет права исключать вероятность, что мужчина делал трафарет женской руки».

Во-вторых, даже если отпечатки рук принадлежат женщинам, то не стоит утверждать, что вся известная науке наскальная живопись создавалась женщинами. Фактически ученые видят свидетельства того, что трафареты рук и другие «предметы» наскальной живописи были сделаны в разные времена совершенно разными людьми.

Мы зря бессознательно ассоциируем понятие «древний художник» с бородатым мужчиной-охотником. Работа Сноу прекрасно показывает, что женщины тоже могли увековечиваться на стенах древних пещер.

Сноу пытался применять те же методы для анализа древних отпечатков рук в Северной Америке, но безуспешно. Вероятно, для их исследования требуется другой подход.

источник русского текста
анг. статья в National Geographic, 2013
Tags: женщины-художники, первобытное искусство
Subscribe

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag

  • 308 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 308 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag