Ok, садитесь ближе малчики и девачки.
Портрет этот явил публике в юбилейном 1914 известный юрист и коллекционер Владимир Вульферт :
холст, масло, овал, корнет лейб-гвардии, Лермонтов МЮ, художник неизвестный.
В 1937 фото вульфертовского портрета случайно увидел, в случайно оброненной папке, случайно выпавшую пожелтелую фотокарточку - бывший князь, а ныне
Введение в научный оборот нового текста или прижизненного портрета юного поэта - это круто, это мечта всякого ученого.
Андронников кинулся в Москву искать портрет, но - увы, все кануло в пучине революционных страстёв.
И тут - бац! - в 1939 некая москвичка принесла этот самый портрет в музэй, иманжинэ ву ?!
И Литмузей проводит выставку лермонтовских фондов и выставляет впервые этот вульфертовский портрет, с уже красивым провенансом.
Но есть в источниковедении дьявольская разница между "приписываемым" и "атрибутированным как".
А славы хочется, и хочется сейчас.
И тогда Ираклий Луарсабович делает изячный ход, защищая в 1947 докторский диссер "Разыскания по Лермонтову" и тут же публикуя повестушку "Портрет".
Лихо закрученная интрига; по-хорошему простодушно возвышенный Автор (сам Андронников), который сам никаких выводов не делает, нет, но лишь внимательно и подробно слушает крупных специалистов, и только;
а вся первая треть книги в до-мажоре ведет к фиаско : люди знающие утверждают - это не Лермонтов, и, кода - сам мундир на портрете окончательное тому подтверждение, потому как Лермонтову не мог принадлежать никак;
автор повержен и раздавлен, и из последних сил обращается к человеку трудной судьбы, большому юристу(учитель Собчака), знакомцу Бродского, и большому специалисту по военному костюму - к Якову Ивановичу Давидовичу (http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1130847
https://www.svoboda.org/a/24392546.html)
И - чудо, чудо ! - Яков Иваныч-то и говорит, что мундир-то как раз правильный, Гродненский гусарский, отоно чо.
Забрезжила искорка надежды, Автор нагнетает саспенс, чувствительные девушки комкают платочки, причудливо тасуется пружина, да.
Но Автор - настоящий ученый, ему нужна перекрестная идентификация, и Андронников обращается к профессору-криминалисту Потапову, и тот - вот ведь чудо какое! - применив наиновейший метод определил : истинно Лермонтов! Виктория, полная виктория!
"Вот же какая вот приключилась."(ц)
Только все это вранье, или, если угодно, - лихо подогнанные Андронниковым якобы слова Давидовича под нужный Андронникову вывод, вот и все.
А в конце 60-х, уже после смерти Давидовича, на явную нелепицу сочетаний цветов приборов, выпушек и сукна, указанных у Андронникова - указал другой специалист по военному костюму - И.П. Шинкаренко.
И вывод - это никак не гродненский мундир, а значит и никакой не Лермонтов.
Ой-ёоо, чо началося, о-о-оо. Клеймили, плевали, корили.
И тогда провели комплексную экспертизу в ЦНИИ судэкспертиз, вынесшей окончательный вердикт - это просто не лермонтовское лицо на портрете.
Ну, ежели кому еще интересно, то на портрете некий неизвестный корнет л-гв.Кавалергардского Полка, к коему МЮ никакого отношения не имел.
PS
Господь не справедлив, но ироничен вельми - спустя почти 20 лет Ираклию Луарсабовичу повезло поучаствовать в обнаружении и возвращении в Россию поистине наиредчайшей акварели, издавна считавшейся безвозвратно утраченной - Автопортрета самого Лермонтова, который он собственноручно отдал летом 1838 своей возлюбленной Лопухиной (Бахметевой).
Вот это поистине - и открытие, и подвиг.
Безо всякого привкуса наперстничества.
А Ираклий Луарсабович останется в нашей памяти действительно большим литератором и великим мастером художественного рассказа.
Вот, наслаждайтесь :
https://www.youtube.com/watch?v=dm8wdFKag94
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →