Фреска «Род Царствия благословится» из Храма Ильи Пророка в Ярославле, 1716 год.
На этой фреске изображен "Царь Петр Алексеевич" в детском возрасте, в русской одежде, несмотря на то, что уже реформы в разгаре.
Но при росписи церкви в Ярославле, очевидно, на новомодные веяния было наплевать, должно быть все канонично.
Вообще это фрагмент очень интересной фрески «Род Царствия благословится» на сюжет Древо государей российских. Это изображение генеалогического древа Романовых. Вот она целиком -- помимо Михаила Федоровича и его сыновей, тут есть свв. Владимир, Борис и Глеб.
Никита Зотов обучает Петра I разным наукам.
Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века "История Петра I" Петра Крёкшина.
Эта рукопись создавалась тоже уже в 18 веке, но стилистика древнерусская видна, во многом и благодаря технике ручной работы. При этом и барокко и его орнаменты очень заметны.
Вот еще один рисунок оттуда.
Это стрелецкий бунт. Стрельцы рыщут по Кремлю с оружием (их фигуры внизу затемнены, потому что "плохих" персонажей хотели стереть, унизить).
Царица Наталья Кирилловна с маленькими Петром и Иоанном -- в левой части, наверху.
Петр и Иван у патриарха Иоакима.
А вот еще рукопись.
Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак» Кариона Истомина, преподнесенной в 1689 году в качестве свадебного подарка Петру Первому и Евдокии Лопухиной.
Новобрачные изображены стоящими на земле.
Над новобрачными, на облаках восседают небожители: над Петром – Христос и св. апостол Петр, над Евдокией – Богоматерь и преп. Евдокия. Между небожителями и новобрачными происходит своеобразный диалог: реплики протягиваются из уст персонажей в виде строчек. Все реплики, представленные на миниатюре, – цитаты из книг Священного Писания и молитвословий: Петр и Евдокия испрашивают благословения, а Христос и Богородица благословляют их.
Из уст Петра к Господу устремляются слова: «Благослови ны Боже, Боже наш, благослови ны, Боже. Пс. 66», а ответная реплика Христа Петру читается: «Благословя благословлю вас и множа умножу семя ваше. Быт. 22». Евдокия обращается за благословением к Богородице словами молебного Богородичного канона: «Владычице Дево, ты нам помози». Из уст же Богородицы протягиваются слова 79-го псалма: «Призри, Господи, и посети виноград сей».
Неизвестный художник. Портрет царевича Петра Алексеевича. Конец 17 - начало 18 века.
Во 2-й половине 18 века портрет входил в состав династической серии изображений членов дома Романовых, собранной по заказу Г.Г. Орлова в Мраморном дворце в Петербурге.
Вот мой любимый портрет Петра-мальчика.
Миниатюра из "Царского титулярника", 1672
Портреты царей Петра и Ивана из рукописи "Книга венчания на царство Петра I и Ивана V"
Угадать, кто из братьев кто -- сложновато.
Золотой времен совместного правления Петра+Ивана(+Софьи) в три четверти угорских (угорский - это русское название венгерского золотого весом 3,4 г) за крымские походы 1688-1689 гг.
Прорись
Николай Лармессен. Цари Иоанн и Петр Алексеевичи. Французская гравюра 1685 года.
Аудиенция у Петра, Ивана и Софьи.
Иллюстрация из книги Derer beyden Czaaren in Reussland, Iwan und Peter AlexewizDerer beyden Czaaren in Reussland, Iwan und Peter Alexewiz, 1693
Конное изображение Петра (видимо, самое первое).
Из той же книги.
Худ. Жерар Жоллен. Иван и Петр
Костюмы невообразимые, да?
Потом появляются и одиночные изображения Петра, без соправителя.
Царь Петр, западная гравюра
Постепенно одежда Петра все больше и больше укорачивается, становится "польской" -- так называли на Руси эту более удобную для передвижений моду.
Петр во время Великого посольства в Европу, западная гравюра
В 1698 году, в "польском". Кто разбирается в этих шапках -- пишите уточнения.
Еще того же типа
Здесь уже под соболями поддет доспех -- по традиции западноевропейского парадного портрета.
Худ. Джосая Барбетте.
Данная эмаль является повторением живописного портрета, хранящегося в Версальском дворце и, по легенде, подаренного самим царем французскому королю Людовику XV.
Отсутствие на портрете ордена Св. Андрея Первозванного позволяет датировать изображение временем не позднее 1703 года.Данная эмаль является повторением живописного портрета, хранящегося в Версальском дворце и, по легенде, подаренного самим царем французскому королю Людовику XV. Отсутствие на портрете ордена Св. Андрея Первозванного позволяет датировать изображение временем не позднее 1703 года.
Неизвестный художник.
Из латинской надписи на обороте холста можно предположить, что портрет относится ко времени пребывания Петра I в Кенигсберге в мае 1697 года.
***
Старинные работы закончились, теперь историческая живопись и рисунки 19 и 20 веков.
Клавдий Лебедев. Кончина царя Федора Алексеевича. 1897
У кровати умирающего, видимо, царевна Софья. Царица Наталья Кирилловна гордо стоит, с рукой на плече сына Петра. Иван -- другой мальчик рядом. Сзади плачет другая царица -- Марфа Апраксина, свежая вдова Федора.
Рисунок из книги 19 века, внешность, конечно, вымышленна, но на основе миниатюр выше
Клавдий Лебедев. Петр и Зотов, 1913
Николай Дмитриев-Оренбургский. "Стрелецкий бунт", 1862.
Карл Штейбен."Петр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов". 1830.
Заметьте, Петр почему-то тут блондин
Алексей Корзухин. Сцена из истории Стрелецкого бунта в 1682. (1882 год)
Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Мать Петра I Наталья Кирилловна, сестра Ивана Нарышкина, на коленях причитает. 10-летний Пётр её утешает. Сестра Петра I, Софья, с удовлетворением наблюдает за событиями, которые приведут её к власти.
Двойное венчание на царство Ивана и Петра. Илл. из Брокгауза.
В.Верещагин. Софья, Петр и Иван, 1896. Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
Этот двойной трон для двойного царствования, кстати, сохранился до наших дней (в Оружейной палате)
Григорий Мясоедов. «Дедушка русского флота».
Франц Тимерман объясняет Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово
Алексей Кившенко "Петр Первый управляет парусным ботиком". 1864
Петр I в Немецкой слободе. Рисунок А. Земцова, гравюра Щюблера
Вот самая эффектная, про сопоставление.
Илья Репин. "Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты", 1900
Петр еще не в западноевропейском одеянии, но разница двух миров уже очевидна.
А в итоге будет так
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →