Почему "Аполлон из Пьомбино" важен (был) для хронологии истории искусства?
До того, как научиться делать истинные шедевры пластики, типа "Аполлона Бельведерского", совсем древние-древние греки ваялистатичных рубленных идолов а-ля древнеегипетские.
Потом постепенно они научились их "оживлять", придавать динамику, изображать дыхание.
Этот тип скульптур периода архаики называется "куросы" (т.е. "мальчики"). Они уже не болванчики, но еще и не волшебные "будто живые" следующей эпохи (периода классики).
"Аполлон из Пьомбино" приводился как пример как раз вот этого промежуточного этапа, как важная веха постепенного "оживления". (Подробно читайте Кеннета Кларка "Нагота в искусстве", очень популярно все про эту эволюцию написано).
Как бы архаический древнегреческий "Аполлон из Пьомбино" был найден в море у итальянского города Пьомбино в 1832 году. Основываясь на стилистическом анализе, он естественно был отнесен к периоду архаики, и в течение последующих пары веков не раз входил в списки великих греческих статуй. Тем более, что он бронзовый, а бронзовых мало уцелело.
На левой ноге у него есть инкрустированная серебром древнегреческая надпись о том, что эта статуя посвящена Афине (и это странно, потому что богине мужские статуи не посвящали).
Уже через два года после находки ученый Жан Летрон предположил, что это не "архаическая" статуя (периода Архаика), а "архаизирующая" (поздняя стилизация под период Архаика), но от его мнения отмахнулись.
В 1842 году во время реставрации внутри статуи обнаружили свинцовую полосу с именами ее двух авторов -- они не удержались от этого скрытого хвастовства. Полосу с большим трудом, и разломав ее на фрагменты, извлекали из головы статуи через опустевшие глазницы (потому что инкрустированные слоновой костью или перламутром глазные яблоки не сохранились, и внутрь статуи появился доступ).
Однако в XIX веке еще никто не понял, что именно означает эта табличка с именами и вообще ее потеряли. Данные о том, что подпись существовала, однако остались, и это смущало, поскольку для архаики подобное ненормально. Сторонники истинности скульптуры объявили тот автограф подделкой.
Современный сувенир, бюст-слепок с "Аполлона из Пьомбино". Здесь видно, какая тут чудесная косичка.
В 1967 году Brunilde Sismondo Ridgway подробно доказывала, что это подделка ("The bronze Apollo from Piombino" Antike Plastik 7, pp 43–75).
Дело было так: уже в Древнем Риме первого века до нашей эры подобные архаические куросы были так редки и ценны, что мастера не просто сделали стилизацию, а отлили настоящий фейк и продали его какому-то неизвестному любителю редкостей.
На этом фото хорошо видны специально наведенные медью по бронзе брови, губы и соски -- как считается, это было сделано, чтобы максимально подделать под архаику.
Но мнение Риджвей все равно оставалось только мнением, а не общепринятым доказательством.
В 1977 году в Помпеях, в "Доме Гая Юлия Полибия" нашли еще одного бронзового "Аполлона", который оказался настолько близок по стилю и технологии к "Аполлону из Пьомбино", что это было просто неприлично. Реально, как в армянском анекдоте, "из одной бочки наливали", т.е. использовали одну и ту же форму для бронзового литья.
"Помпейский Аполлон". С этого ракурса сходство не особо заметно, ниже другие фото будут.
У этого сохранились глаза, потому что Помпеи, а не море.
И для древнеримской эпохи находка двух конвейерных изделий -- это очень большое совпадение. А уж для греческой архаики -- это попросту статистически невероятно.
Обе статуи рядом на выставке.
От правды уже невозможно было отмахнуться.
В 2010 году в фондах Лувра случайно отыскали ту самую свинцовую полосу с именами авторов (уцелело 3 кусочка из 4). Надпись уцелела плохо, приблизительно ее можно прочесть как "Менодот из Тира и Ксенофон из Родоса". Эти имена известны из других источников -- например, знают, что Менодот был сыном Артемидора, а Ксенофон -- Павсания. То есть -- точно 1-й век, не 5-й.
Надпись, где указано, что статуя посвящается Афине как "десятина" (ATHANAIA DEKATAN), и еще две буквы от имени посвятителя уцелело (...OS), по предположению ученых -- тоже специально была "наведена" для обмана римского коллекционера. Мол, настоящая! В храме у нас четыреста лет тут простояла!
Наконец, в том же 2010 году было произведено новое подробное исследование статуи, уже с помощью высоких технологий.
Новые результаты полностью подтверждают предположение о создании псевдоархаической статуи и, кроме того, подтверждают место происхождения статуи -- Родос. Исследование дало очень узкую датировку 120-100 гг. до н.э.
Также ученые предположили, основываясь по надписи и биографии тех скульпторов, что статуя была установлена (или изображалось, что она была установлена) в святилище Афины Линдии на Родосе.
В 2014 году были проведены рентгенография, анализ масс-металлов методом ICP-AES и неразрушающий анализ медных и серебряных инкрустаций методом рентгеновского излучения, вызванного частицами (PIXE), с ускорителем частиц AGLAE, в поисках конкретных технологических маркеров родосской мастерской конца II века до нашей эры. (гуглпереводчик, сорри, кто в теме, подправьте термины).
Так что липа это, товарищи, липа. Преподавателей прошу внести поправки в лекции.
***
Мой телеграмм, подписаться
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →