В конце 1990-х годов в результате обмена ко мне попала работа Александра Шевченко «В парке», созданная, судя по подписи, в период с 1938 по 1942 год. На картине изображен парк летом, детская площадка на заднем плане, а на переднем - пионеры и пионервожатая. Картина достаточно долго висела на стене без рамы, поскольку подрамник был кривой и в раму так просто бы не вошел.
Но поменять подрамник я долго не решался, так как это всегда «травматично» для картины, а кроме того, даже отвезти работу реставратору представляло собой некоторую проблему, т.к. картина было довольно громоздкой и в обычную машину не влезала. В конце концов, я заказал новый подрамник и решил замену осуществить самостоятельно. Это было самонадеянно, но, в конечном счете, увенчалось неожиданным результатом.
Надо сказать, что оборот картины был ровно закрашен белой краской, которая со временем побурела, приобретя грязно-серый оттенок.
Вынув гвозди и сняв картину со старого подрамника, я с удивлением обнаружил под ним по периметру холста и под перекладиной незакрашенные белой краской фрагменты какой-то живописи. По узким полоскам, которые открылись, конечно, даже примерно невозможно было представить что могло скрываться под толстым слоем грязно-белой краски, но интуиция подсказывала, что это и есть главная, первоначально написанная вещь. Более ранняя, и, скорее всего, более ценная.
Я поручил расчистку, эту очень сложную и кропотливую работу опытному реставратор, не очень-то веря в успех. Месяца через два он позвонил мне и сообщил, что с большим трудом все–таки удалось расчистить верхнюю половину картины.
-- Что же открылось? -- спросил я с нетерпением.
-- Какая-то негритянка на фоне моря.
-- Какая негритянка? При чем здесь Шевченко?... -- я бросился к реставратору.
Ворвавшись в мастерскую, я увидел картину (ее расчищенную верхнюю половину) и ноги у меня подкосились. Это была «Курдянка», начала 1930-х годов, шедевр Александра Шевченко, работа из аджарской серии, как и «Две курдянки» из Русского музея в Петербурге и того же размера! Действительно, довольно смуглое лицо девушки изображено на фоне моря.
Позднее на персональной выставке художника в Третьяковке в 2010 году обе картины висели рядом.
"Две курдянки" из ГРМ
Последовали непростые, но приятные хлопоты. Пришлось заказать сложный по конструкции внешний подрамник без крестовины, чтобы не закрыть ни сантиметра «Парка», который также необходимо было сохранить, но теперь он становился оборотной стороной холста, затем – изготовление не менее сложной рамы, которая бы вместила этот довольно громоздкий подрамник.
Я много думал – почему автор (а это мог сделать только он) закрасил «Курдянку». Дело в том что в начале 1930-х годов художник подвергался суровой и несправедливой критике «за формализм». Она достигла своего апогея с постановлением ЦК ВКП(б) о роспуске творческих объединений в 1932 и выходом книги Осипа Бескина «Формализм в живописи» в 1933 году. Еще раньше, в 1929 году, Шевченко и ряд его коллег были уволены из ВХУТЕМАСа за те же «прегрешения».
"Прачка-курдянка", ГРМ
Моя версия такова: устав от критики и проработок и решив как-то откликнуться на социальный заказ и написать оптимистическую картину с пионервожатой и пионерами, Шевченко начал писать новую картину на обороте «Курдянки», поскольку не оказалось чистого холста нужного размера. Написав «Парк» и приготовив его к выставке (а это был уже 1942 год и требования следовать канонам «соцреализма» ужесточились), чтобы не было никаких придирок даже к обороту картины и ничто не напоминало выставкому о скомпрометированном и ошельмованном более раннем периоде творчества художника, он и закрасил «Курдянку» белой краской. Естественно, под подрамником фрагменты картины, к счастью, сохранились, что и помогло решить этот ребус. Так шедевр прекрасного художника был спасен!
источник
Еще картины Александра Шевченко
Портрет жены, 1905
Автопортрет, 1907
В саду у бабушки, 1907
На улице, 1907
Мост
Дама с ромашками, 1909
Утро в лагере, 1911
Женщина в красном (портрет жены), 1913. (одна из самых известных его работ)
Портрет поэта, 1911 (другая популярная его работа; интересно, что за поэт)
У зеркала, 1915 (эскиз)
Отдых прапощика, 1915-6
Автопортрет с лошадью, 1916
Портрет дочери, 1920
Портрет шкипера, 1922
Купальщицы. Купание после дождя, 1923
Осень, 1943
***
Мой телеграмм, подписаться
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →