Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Знаменитые эксгумации: как в искусстве тревожили труп Наполеона

Что-то давно мы сгнившие трупы в мировом искусстве не разглядывали, надо тряхнуть стариной. Сегодня покажу вам, как тревожили прах Наполеона Бонапарта и как этот момент изображали художники. Рубрика "омерзительное искусствоведение" снова в эфире.



Такой пассионарный человек, как император Наполеон, разумеется, спокойно лежать в своем гробу на далеком острове в Атлантическом океане не мог. Чувствовалось, что суждены ему посмертные приключения. Всеми чувствовалось, да так сильно, что нам до сих пор это в школе аукается -- лермонтовский "Воздушный корабль" помните? Там про то, как император встает из гроба и идет погулять. Создавалось большое количество произведений изобразительного искусства, посвященных этой теме. Хорошо, кино еще не было, а то бы и фильм про ходячего мертвеца сняли.
Ринемся же в дебри искусства 19 века!


Наполеон умер в 1821 году в ссылке на острове Святой Елены, проживя там 6 лет.

Имя автора утеряно.
Реалистичная (но примитивная) зарисовка смерти Наполеона в комнате в простом доме, где он содержался под стражей.



Это произошло в присутствии многочисленных свидетелей, в том числе верных ему французов, которые сопровождали свергнутого императора в ссылке. Считается, что он умер от рака, хотя это плохо сочетается со свидетельствами о том, что он сильно растолстел.

Выдвигают в ХХ веке теории, что его отравили -- одни говорят мышьяком, другие ртутью, третьи сурьмой, делают анализы волосиков. Впрочем, статья врачей в Nature Clinical Practice Gastroenterology & Hepatology за 2007 год утверждает, что все это конспирология, и он скорей всего реально умер от того, что сразу записали в свидетельство о смерти -- рака желудка (русский пересказ).

1821. Lithograph after Captain Marryat.


Наполеона похоронили в бедненькой могилке, под простым камнем. Но дух его остался витать.

Вглядитесь в деревья слева. Видите силуэт?


А здесь видите? Художник Виктор Адам.


Призраки солдат над могилой. К сожалению, лучше качество я не нашла, и автора тоже.


Прошли годы. Отношения французов с англичанами улучшились.
Эмоции французов по отношению к Наполеону устаканились. И хотя на престоле был король из Бурбонов -- Луи-Филипп, все равно стране очень захотелось получить останки героя на родину (тем более, что он сам просил это в своем завещании). Был уже 1840 год, то есть 19 лет прошло со дня смерти императора.

Договорились с англичанами. Послали в другой конец земного шара корабль. Поехать в почетную миссию желали очень многие -- разрешили в первую очередь тем, кто разделил с ним изгнание и присутствовал при его кончине. Все это по-французски имеет имя собственное Retour des Cendres ("возвращение праха").

Зарисовка могилы, 1840 год


Стали раскапывать могилу. Ночью 14 октября.

Пригодились технические приспособления.

Эта рукопись свидетеля хранится в Британской библиотеке.


Рядом разбили палатку -- тент в полосочку, чтобы под него перенести останки. В свете факелов британские солдаты приступили к работе.

Здесь тщательно изображены все положенные свидетели,
однако открытие гроба ошибочно изобразили под открытым небом.


А вот тут вернее изображено.


Первый гроб из красного дерева обрезали с обоих концов, чтобы вытащить из него второй гроб, сделанный из свинца. (Свинцовый гроб затем поместили неоклассический эбеновый гроб, который привезли из Франции).

Внутри свинцового гроба был третий, тоже из красного дерева, причем он очень хорошо сохранился. Винты из него удалили с трудом. И с огромной осторожностью открыли последний гроб, сделанный из олова.

Худ. Николя Эсташ Марин. Посчитайте количество гробов.


Когда открыли крышку последнего гроба, они увидели белое нечто. Это оказалась обивка крышки из белого атласа, которая открепилась и покрыла тело, словно саван. Ткань откинули, и показалось тело. Униформа Наполеона прекрасно сохранилась, также как ордена и пуговицы. Тело тоже оказалось в хорошем состоянии, выражение лица безмятежное, только нос немного впал. Руки с нотями тоже не тронуло тление.
Зато треснули швы на сапогах, и четыре пальца на каждой ноге оказались на виду сквозь прорехи.

Худ. Жюль Риго. Видны пальчики


Зрители были в шоке от открывшегося зрелища. Некоторые французы начали плакать.

Один из медиков предложил продолжить исследование тела и в частности, вскрыть сосуды, в которых были после вскрытия помещены сердце и желудок Наполеона. Однако адъютант императора Гаспар Гурго рассердился и приказал немедленно закрыть гроб. Крышку опустили, свинцовый гроб снова завинтили и поместили в новый эбеновый гроб.

Худ. Анри-Даниэль Платтель. Здесь видна емкость для сосудов (?) и треуголка, которую, разумеется, тоже положили в гроб при похоронах.


Эбеновый гроб и его содержимое были помещены в шестой гроб, сделанный из дуба.
Затем эти 1200 килограммов подняли силами 43 артиллеристов на катафалк, задрапированный черным с четырьмя плюмажами из черных перьев на каждом углу, запряженный четырьмя лошадьми. Гроб был покрыт большим черным покровом, выполненным из  бархата, вышитыми золотыми пчелами и с орлами, увенчанными имперскими коронами по углам, а также большим серебряным крестом.

Потом гроб довезли до корабля и подняли на борт.

Эжен Изабо. "Останки Наполеона грузят на "Бель Пуль". 1840


Аноним. "Гроб на борту "Бель Пуль"


Феликс Фелиппото. Гроб перегрузили на пресноводное мелкое судно и вот оно уже в Париже.


Адольф Байо. Погребальная процессия в Париже


Аноним. Гроб в интерере церкви Дома инвалидов.


Там он и покоится, в саркофаге из красного камня (какой-то геолог мне рассказывал байку, что образец камня был выбран методом тендера, вслепую, из пронумерованной кучи пробников. Оказалось, что камень из России. Все равно заказали. Так и лежит, говорят, Наполеон, в русском камне. Не знаю, правда ли.

UPD: правда. Шокшинский кварцит. Малиновый кварцит, который добывается на западном берегу Онежского озера в Прионежском районе Карелии, по месту добычи получил название "Шокшинский".



История месторождения малинового кварцита насчитывает более 200 лет. Период бурного строительства в Санкт-Петербурге положил начало расцвету горного дела и в Карелии. В те времена добываемый камень именовался соответственно — Шоханским порфиром или вельможным камнем. Причиной тому была, по всей видимости, его схожесть с египетским порфиром сургучного цвета. Последний с незапамятных времен являлся традиционным материалом для отделки особо торжественных гробниц. Это, видимо, во многом предопределило судьбу и шокшинского кварцита. Из него же - Мавзолей Ленина и Могила Неизв. солдата. (линк)

***
Предыдущие выпуски рубрики "омерзительное искусствоведение" читайте по тэгу.

***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда весело и жизнерадостно!
Tags: омерзительное искусствоведение, франция
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag