![](https://b1.culture.ru/c/586541/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B8.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9C.%20%D0%90.%20%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9.%201-%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB.%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.%20%D0%93%D0%9C%D0%97%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA.jpeg)
![](https://b1.culture.ru/c/586524/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%20(7).%201710-20-%D0%B5.%20%D0%93%D0%9C%D0%97%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC.jpeg)
![](https://b1.culture.ru/c/586537/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%95.%D0%98.%20%D0%9D%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20(1793,%20%D0%93%D0%A0%D0%9C).jpg)
Василий Голицын
![](https://b1.culture.ru/c/586521/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%92.%20%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%B0.%20XVII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.%20%D0%93%D0%98%D0%9C.jpg)
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. ПОРТРЕТ ВАСИЛИЯ ГОЛИЦЫНА. XVII ВЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Фаворит царевны Софьи Алексеевны — регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I. Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.
Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям — в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов — текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди — награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, — вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.
Мария Кантемир
![](https://b1.culture.ru/c/586524/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%20(7).%201710-20-%D0%B5.%20%D0%93%D0%9C%D0%97%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC.jpeg)
ИВАН НИКИТИН. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, ПОРТРЕТ МАРИИ КАНТЕМИР. 1710–20-Е. ГМЗ «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она — фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.
Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным — первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.
Эрнст Бирон
![](https://b1.culture.ru/c/586526/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20XIX%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20(%D1%81%20%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%9B.%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B0,%201730).%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%91%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0.%20%D0%93%D0%98%D0%9C.jpg)
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК XIX ВЕКА (С ОРИГИНАЛА ЛУИ КАРАВАКА, 1730). ПОРТРЕТ ЭРНСТА БИРОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет — бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.
Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) — самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.
Иван Шувалов
![](https://b1.culture.ru/c/586528/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%98.%D0%98.%20%D0%A8%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.%201760.%20%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6.jpg)
ФЕДОР РОКОТОВ. ПОРТРЕТ ИВАНА ШУВАЛОВА. 1760. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки — вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.
Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову — по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.
Елизавета Воронцова
![](https://b1.culture.ru/c/586531/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%95.%20%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.%20(1762,%20%D0%93%D0%98%D0%9C).jpg)
АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ. ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ВОРОНЦОВОЙ. 1762. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» — непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.
Портрет кисти Антропова — пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет — знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно — во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы — редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.
Платон Зубов
![](https://b1.culture.ru/c/586534/%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%20%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9F.%20%D0%97%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20(1793.%20%D0%93%D0%A2%D0%93).jpg)
ИОГАНН-БАПТИСТ ЛАМПИ СТАРШИЙ. ПОРТРЕТ ПЛАТОНА ЗУБОВА. 1793. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова — последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.
Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).
Екатерина Нелидова
![](https://b1.culture.ru/c/586537/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%95.%D0%98.%20%D0%9D%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20(1793,%20%D0%93%D0%A0%D0%9C).jpg)
ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ НЕЛИДОВОЙ. 1793. РУССКИЙ МУЗЕЙ
Фаворитка императора Павла I, который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла — рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй — императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой, жила в своей старой альма матер — Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.
Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки — кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.
Мария Нарышкина
![](https://b1.culture.ru/c/586541/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%20%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B8.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9C.%20%D0%90.%20%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9.%201-%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB.%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.%20%D0%93%D0%9C%D0%97%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA.jpeg)
САЛЬВАТОРЕ ТОНЧИ. ПОРТРЕТ МАРИИ НАРЫШКИНОЙ. 1-Я ПОЛОВИНА XIX ВЕКА. ГМЗ «ПАВЛОВСК»
Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I. Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным, от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.
На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир — никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.
***
На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается — император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки — фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →