Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Художницы Древней Греции (глазами автора "Декамерона")

Уже в первом тысячелетии до нашей эры наивные женщины претендовали на то, чтобы занимать относительно равноправное место на художественном олимпе.

"Художница". Фреска из Дома Хирурга, Помпеи, 50-79 гг. н.э. Изображена смотрящей на готовую станковую картину (у своих ног), раскрашенную герму и опускающей руку в ящик с красками


Картин от женщин-художников Древней Греции не сохранилось -- впрочем, как и картин мужчин (время уравняло всех).
Однако уцелели их имена.

Их перечисляет Плиний Старший в своей "Естественной истории" (XL.147-148):


Писали и женщины:
Тимарета*, дочь Микона, написала "Диану", которая на картине стариннейшей живописи находится в Эфесе,
Эйрена, дочь и ученица живописца Кратина — "Девушку", которая находится в Элевсине**, "Калипсо"*, "Старика" и "Фокусника Теодора", "Танцовщика Алкисфена",
Аристарета, дочь и ученица Неарха — "Эскулапа".
Иайа из Кизика, старая дева*, во время юности Марка Варрона в Риме и кистью писала, и кестром на слоновой кости, преимущественно женские портреты, и в Неаполе написала на большой картине "Старуху", а также свой портрет перед зеркалом .

Pinxere et mulieres: Timarete, Miconis filia, Dianam, quae in tabula Ephesi est antiquissimae picturae; Irene, Cratini pictoris filia et discipula, puellam, quae est Eleusine, Calypso, senem et praestigiatorem Theodorum, Alcisthenen saltatorem; Aristarete, Nearchi filia et discipula, Aesculapium. Iaia Cyzicena, perpetua virgo, M. Varronis iuventa Romae et penicillo pinxit et cestro in ebore imagines mulierum maxime et Neapoli anum in grandi tabula, suam quoque imaginem ad speculum.

И ничья рука в живописи не была более быстрой, а искусство ее было такое, что по получаемой ею оплате она намного превосходила знаменитейших в это же время портретистов Сополида и Дионисия, картинами которых полны пинакотеки. Писала и некая Олимпиада, о которой упоминается только то, что Автобул был ее учеником. (Пер. Г. А. Тароняна)

Nec ullius velocior in pictura manus fuit, artis vero tantum, ut multum manipretiis antecederet celeberrimos eadem aetate imaginum pictores Sopolim et Dionysium, quorum tabulae pinacothecas inplent. Pinxit et quaedam Olympias, de qua hoc solum memoratur, discipulum eius fuisse Autobulum.

"Художница", фреска из "Дома русской императрицы", Помпеи, 1 в. н.э.

______________

Самое интересное к этой цитате -- комментарии (взяты из этой публикации).

* Тимарета — упоминается только здесь и в XXXV, 59, где Плиний говорит, что Тимарета была дочерью Микона Младшего, которого отличает от Микона, афинского живописца и скульптора второй четверти и середины V в. до н.э.. Микон с этим прозванием «Младший» больше нигде не упоминается. (...)
В датировке периода жизни Тимареты многое зависит от интерпретации выражения in tabula... antiquissimae picturae, которое здесь переведено «на картине (букв.: «на доске») стариннейшей живописи». Не очень ясно, имеется ли в виду архаическая (или — старинная) живопись или архаизирующий стиль: в первом случае Тимарета относилась бы к раннему времени (началу V в. до н.э.?), во втором — к более позднему (эллинистическому?). В других рукописях вместо antiquissimae читается antiquissimis или in antiquissimis. По такому чтению картина Тимареты находилась в Эфесе среди (в числе) древнейших картин. Но, по всей видимости, Микон, отец Тимареты, был назван Младшим потому, что жил после Микона, живописца V в. до н.э., а Тимарета писала в архаизирующем стиле и поэтому должна относиться, вероятно, к эллинистическому времени.
По-видимому, картина Тимареты «Артемида» (Диана) была в храме Артемиды Эфесской в Эфесе, и поскольку Плиний говорит, что эта картина «находится» в Эфесе, т. е. еще существует, то, по всей видимости, она была создана уже после 356 г. до н.э. (когда начал восстанавливаться разрушенный пожаром предыдущий храм Артемиды Эфесской).

shakko: то есть, картина, написанная женщиной, храмовый образ -- грубо говоря, икона, находилась в величайшем храме Артемиды Эфесской (привет Герострату), об этом помнили. Да еще,возможно, она была в числе древнейших картин в этом храме.

Очень трогательно, что сохранились изображения этой художницы.
Ее любили рисовать в средневековых рукописях за работой -- все это иллюстрации к
Боккаччо "О знаменитых женщинах"
В средневековой латыни ее имя писалось как Timarete, а еще как Thamar, Thamyris, Tamaris.
Здесь она пишет, видимо "Диану" -- как ее представляли средневековые художники. Миниатюры из De mulieribus claris (BnF Français 599)



* Поскольку эта картина Эйрены находилась в Элевсине (см. в примеч. 3 к XXXV, 134), то обычно считают, что «Девушка» (puella) здесь означает «Кора» (см. примеч. 4 к XXXIV, 69), т. е. что Плиний неправильно перевел это слово с греческого.

shakko: Кора = богиня Персефона, а Элевсин -- это ее святилище, где мистерии. То есть опять важное произведение. А художницу зовут на самом деле Irene -- имя, популярное до сих пор.

Эйрена из того же манускрипта. Рисует на стене.


** Очень многие принимают «Калипсо» за имя художницы. Таким образом, текст читается так: «... в Элевсине. Калипсо написала Старика...» и т. д. (Эйрена написала Девушку, а Калипсо написала Старика, Фокусника, Танцовщика — произведения совсем другого жанра; может быть, Старик и Фокусник Теодор — одна картина, поскольку союз et «и» есть только здесь). Но при именах перечисленных в этом разделе других художниц указано «дочь» или «дочь и ученица» такого-то, Иайа — старая дева, об Олимпиаде Плиний говорит «некая», так как ему больше ничего не известно о ней. Более вероятно, что художницы Калипсо не существовало, и здесь перечислены названия произведений Эйрены.

* Иайа была, по всей видимости, греческой художницей, переселившейся в Рим. В Риме (и в Неаполе) она работала во время юности Марка Теренция Варрона (116—27 гг. до н.э.), т.е. в начале I в. до н.э. Дата выводится из того, что она превосходила Сополида, а некого художника его школы упоминает Цицерон как своего современника. Впрочем, эта интерполяция возможно не верна.
О ней сказано Perpetua virgo (букв.: «вечная дева»). Некоторые понимают это выражение как указание на связь художницы с каким-то культом, а не "старая дева".

shakko: то есть эта тезка ослика -- автор первого в истории женского автопортрета. Возможно, была своего рода монахиней, весталкой, или как там это у герков называлось. Плиний Старший, перечисливший этих художниц, погиб при извержении Везувия --  а фреска, изображающая неизвестную художницу в Помпеях (см. первую илл.), возможно, изображает именно эту женщину, работавшую в Италии, раз других Плиний не называет. Правда, на фреске художница только что раскрасила статую с фаллосом -- как-то неприлично для девы. Зато на второй иллюстрации все прилично...

Изображает  Иайу за ваянием (у Боккаччо ее зовут Марсией почему-то). На Скарлетт Йохансон похожа.
Она тут как скульптор, потому что на западе тот отрывок переводили не в контексте, что она рисует НА слоновой кости (нормальная техника, миниатюры и в 19 веке так писали), а режет ИЗ слоновой кости.


***
Не смотря на то, что имен у Плиния 5 или 6, средневековые иллюстраторы Боккаччо вслед за ним самим рисуют только 3 художниц.

Текст Боккаччо, увы, на русский с латыни не переведен, поэтому вам гугл переводчик с французского.

О Иайе (Марсии) Боккаччо пишет:

«Уже давно известно, что в Риме была женщина по имени Марсия, дочь Варрона, которая всю жизнь оставалась девственницей. (...)

Я считаю, что эту женщину следует восхвалять еще больше, потому что она была юридически независимой и сохранила свою девственность в полной целостности по своей собственной воле, а не из-за принуждения высшей власти. На самом деле, я не вижу, чтобы она была связана святыми обетами с Вестой или подчинялась обету, сделанной Диане, или запуталась в другом обязательстве - по обычным причинам, обуздывающим и сдерживающим женщин. Я считаю, что только благодаря чистоте разума она победила зов плоти, которая иногда побеждает даже самых прославленных людей, и она сохраняла свое тело безупречным в любых отношениях с мужчинами до своей смерти. (...)

Хотя Марсия заслуживает большой похвалы за ее усердное постоянство, ее следует похвалить не меньше за ее интеллектуальные способности и ее ручную ловкость. Мы не знаем, училась ли она у учителя или была природно одаренной. Тем не менее, кажется, что это, пренебрегая женскими рукодельями и не желая тратить время на безделье, Марсия полностью посвятила себя изучению живописи и скульптуры; в конце концов, она смогла вырезать фигурки из слоновой кости и нарисовать с таким мастерством и утонченностью, что она превзошла Сополиса и Дионисия, самых известных живописцев своего времени. Ярким доказательством этого является тот факт, что картины, которые она нарисовала, были проданы по более выгодным ценам, чем картины других художников. И что еще более необычно, наши источники говорят, что Марсия не только прекрасно рисовала (довольно обычное достижение), но образцы искусства Марсии сохранились в течение длительного времени. Среди них был автопортрет, который она нарисовала на дереве с помощью зеркала. Она придавала цвет, черты лица и выражение лица так верно, что ни один из ее современников, которые его видели, не мог не идентифицировать предмет картины.

Что касается ее уникальной нравственной чувствительности, нам говорят, среди прочего, что, будь это живопись или скульптура, именно она практиковала писать именно образы женщин, а мужчин - редко, если вообще когда-либо. По-моему, это было связано с ее чистотой и скромностью. В древности фигуры по большей части были обнажены  или наполовину обнаженными, и ей казалось, что нужно либо изобразить людей в незавершенном состоянии, либо, добавив все подробности, забыть девичью деликатес. Чтобы избежать какой-либо альтернативы, она считала, что лучше воздерживаться от обоих».

Видите, как он пляшет от Плиниевой фразы и сколько всего накручивает вокруг этого?

Марсия любуется собой в зеркале, готовясь к автопортрету. Из рукописи Le livre de femmes nobles et renomées - BL Royal 16 G V


А вот Боккаччо что пишет о Тимарете (привожу отрывки):

«Тимарета была знаменитой женщиной своей эпохи. Время, возможно, уничтожило большую часть ее усилий, но не ее выдающуюся репутацию и мастерство. Сообщается, что она была дочерью художника Микона и жила во время девяностой Олимпиады. (...)

Тимарета презирала женские дела и практиковала ремесло своего отца с замечательным талантом. Когда Архелай был царем Македонии, она получила такое признание за свою живопись, что эфесяне, которые особенно почитали Диану, долго сохраняли в качестве знаменитого образа этой богини роспись нв дереве, выполненную Тимаретой.  Это произведение искусства выдержало много лет и дало такое убедительное доказательство ее способности, что оно кажется достойным воспоминания даже сегодня - действительно, в высшей степени, если мы сравним его с обычным прядением и плетением других женщин (...)».

Тимарета рисует "Диану"


Про Эйрену тоже воду льет:

«Не совсем ясно, была ли Эйрена из Греции и когда она жила; она, тем не менее, считается гречанкой. Мы знаем, что она была дочерью и учеником некого художника по имени Кратин. Я считаю Эйрену еще более достойной похвалы, так как она превзошла своего учителя в искусстве и славе. Ее имя по-прежнему уважают люди, в то время как ее отец вряд ли известен, кроме как в связи с ней...» (далее по английски, мне лень время тратить).

Эйрена. Интересно, кого она пишет -- "Фокусника Теодора" или "Танцовщика Алкисфена"?


***

Дальше просто миниатюры с изображением этих художниц. Очень здорово разглядывать всякие детальки, срисованные с тех, что окружали средневекового художника в его мастерской. Продолжаю группировать по рукописям, чтобы подряд шли миниатюры из одной и той же книги.

Тимарета и Эйрена, из рукописи De mulieribus claris - Royal 20 C V, копирующей образец выше, только с красными платьями вместо синих.


Марсия из этой же рукописи
Кокетство с зеркалом получилось лучше, чем в прототипе.



Тимарета рисует "Диану". Но почему с младенцем-то?!
Краски, заметьте, смешивает подмастерье мужского полу. Из рукописи Des Femmes nobles et renommées de Boccace - BNF Fr.12420



Эйрена раскрашивает статую (Богородицы!) и закончила картину (Христа!)


Марсия рисует автопортрет



Тимарета тут практически как Св. Лука, рисующий Мадонну изображена. Из рукописи Livre des femmes nobles et renommées (BnF Ms Fr 598)

Эйрена.  Мне кажется, не "Кору" она тут пишет, а "Спас Нерукотворный"


Иайа пишет автопортрет. Какой у нее шикарный колпачок на голове!


Не подписано в интернетах. Но мне кажется, это Иайа, потому что на стене круглое зеркало, то есть она пишет автопортрет.
Сзади лежат заготовки статуй под раскраску и стоят готовые картины.



Неидентифицированная, но не автопортрет, так что не Иайа.


Вот такое забавное и достаточно многочисленное перетолкование образов древнегреческих художниц в Средние века.
А сейчас о них вообще никто не помнит, увы.

***

А проголосуйте пожалуйста за мой блог на премии NeForum Awards 2017 в номинации «Лучший лонгрид LiveJournal» (Софья Багдасарова).

Tags: женщины-художники, средневековая миниатюра
Subscribe

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag