Знаменитый портрет 1884 года кисти Джона Сингера Сарджента.
Воплощение элегантности и надломленной красоты конца 19 века.
Модели (мадам Виржини Готро) картина не понравилась. Да и вообще в свете был большой скандал.
Мне впервые попались кучей эскизы этого портрета, очень интересно посмотреть, как художник искал это волшебство.
(За историю картины спасибо википедии).
Портрет был написан не по заказу собственно мадам Готро, а по просьбе Сарджента, который впервые увидел её в 1881 году, был поражён красотой и через друга (ее любовника) попросил у нее позволения написать её портрет.
Сарджент рассчитывал, что эта картина привлечёт большое внимание на предстоящем Парижском Салоне и вызовет интерес потенциальных клиентов. Хотя мадам Готро уже отклонила несколько подобных просьб, она согласилась на предложение Сарджента в феврале 1883 года, возможно, потому что художник был таким же американцем-экспатриантом, как и она сама, и оба они нуждались привлечении внимания для достижения более высокого статуса во французском обществе.
Мадам на фотографии Надара.
Готро была уроженкой Нового Орлеана (в девичестве Avegno). Из креольской семьи, дочь плантатора итальянского происхождения, майора зуавов, убитого во время Гражданской войны. В 1867 матерью, по происхождению француженкой, в 8 лет была привезена в Париж, обе быстро поднялись по социальной лестнице. Виржини вышла замуж за парижского банкира Пьера Готро, вела бурную любовную жизнь. Ее внебрачные отношения были настолько хорошо известны, что даже склонялись в желтой прессе.
Сарджент, есть ощущение, просто бредил ее профилем.
Работа над портретом зимой 1883 года продвигалась медленно из-за бурной общественной жизни мадам Готро и того, что она не обладала усидчивостью модели, которой необходимо в течение долгого времени позировать художнику. По её предложению Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал серию набросков карандашом, акварелью и маслом.
После этой поездки сохранилось около 30 рисунков, представляющих мадам Готре в различных позах.
Этюд маслом «Мадам Готро поднимает тост» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер), так же как и окончательный портрет, изображает Вирджини Готро в профиль с обнажёнными руками на тёмном фоне, однако написан в более вольном стиле чем «Портрет мадам Икс».
В провинции работа над портретом продвигалась не быстрее, чем в Париже, так как мадам Готро и здесь вела напряжённую общественную жизнь, постоянно принимала гостей. Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».
Для окончательного варианта портрета Сарджент выбрал для Готро позу, когда корпус развёрнут к художнику, голова повёрнута в профиль, а правая рука выдвинута назад и опирается на низкий столик. Так создавалось напряжение, позволявшее подчеркнуть элегантные контуры модели.
Даже после выбора композиции работа шла медленно, лишь к осени портрет был близок к завершению. До завершения работы над картиной Вирджини Готро была очень воодушевлена и уверена, что портрет окажется шедевром.
Первый показ в Парижском Салоне под названием «Портрет мадам ***» в 1884 году вызвал скандал и шок у публики. Намерение художника сохранить анонимность модели было безуспешным. Любому представителю французского высшего общества было ясно, что на картине изображена мадам Готро.
Подчёркнутая бледность кожи модели и розовый оттенок её уха были восприняты как намёк на косметику, применение которой считалось признаком вульгарности и дурного вкуса в высшем свете и ассоциировалось с женщинами низкого социального положения.
(Однако Вирджини действительно подкрашивала волосы хной, темнила брови и использовала пудру для выбеливания кожи. Ну и с репутацией у нее было плоховато, так что Серджент написал все как есть).
Мать Готро потребовала у Сарджента убрать портрет с выставки, однако он отказался. Сразу же после показа в Салоне картина стала объектом насмешек в бульварной прессе. Её называли новой моделью для туза пик, намекая на очертания верхней части платья. Появились карикатуры на тему портрета.
Позже художник переписал бретельку платья, подняв её на плечо и сменил название на «Портрет мадам Икс», чтобы сделать картину более безличностной и загадочной, однако ситуацию это уже не спасло. Реакция публики обернулась разочарованием как для модели, так и для художника.
Фотография картины 1884 года с первоначальным положением бретельки.
В итоге переписанный фрагмент
Мадам Готро была унижена скандалом. Карьера Сарджента, которую он тщательно выстраивал в парижском обществе, была разрушена, богатые клиенты отменили все свои заказы, и художник был вынужден в скором времени переехать в Лондон, а затем в США, где прославился как талантливый портретист и написал портреты президентов и известных бизнесменов.
Сарджент выставил «Портрет мадам Икс» сначала в своей парижской, а потом в лондонской мастерской. С 1905 года картина была показана на нескольких международных выставках и в 1916 году продана в Музей Метрополитен, директору которого Сарджент написал: «Я считаю, что это лучшее из того что я сделал на настоящий момент».
Сегодня портрет считается "жемчужиной" собрания Метрополитен.
Вторая, неоконченная версия портрета в такой же позе, но со спущенной правой бретелькой выставлена в Галерее Тейт в Лондоне.
Семь лет спустя после портрета кисти Сарджента, Густав Куртуа (фр. Gustave Courtois) написал новый портрет мадам Готро с лицом в профиль, в платье схожего фасона, однако ещё более откровенном. На этот раз реакция публики была более благосклонной.
Худ. Густав Куртуа
Нос у нее тут заметно длиннее, кстати. Почему уши красные -- не знаю!!!
Кстати, к вопросу о разнице между "смотреть" и "видеть": кто заметил, что на этой картине уши чересчур красные до того, как я на это указала? А кто заметил и запомнил, какого цвета уши собственно на "Портрете мадам Х"? Нормальные они или нет?
В 1897 году Вирджини Готро позировала для портрета работы Антонио де ла Гандара. Именно этот портрет она считала своим лучшим изображением.
Худ. Антонио де ла Гандара
Уши опять красные, очевидно ее характерный признак
***
Биография Виржини Готро и её отношения с Джоном Сарджентом стали сюжетом нескольких романов.
Книга Деборы Дэвис легла в основу балета Кристофера Уилдона Strapless, т.е. «Без бретельки» (Королевский балет, 2016). Партию главной героини исполнила балерина Наталья Осипова.
***
Очень мне понравился маршрут исканий художника, очень крутая работа была проведена им в голове.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Besttwincat
October 9 2017, 15:06:19 UTC 7 years ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author