Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Что происходит с иконой "Златые власы"?

UPD: икону заберут из Русского музея, потому что это ПОВЫСИТ РОЖДАЕМОСТЬ в России.
См. апдейты.


Один православный бизнесмен хочет изъять ее из постоянной экспозиции Русского музея, поместить в церковь -- тот филиал музея, на ремонт которого он дал денег, а потом  таскать этот хрупкий шедевр 12 века несколько раз в год из одного здания в другое. А может, и по стране.




Источник: очень сумбурная и нелогичная статья на "Свободе", перессказываю своими словами.

Есть такой православный бизнесмен Сергей Шмаков, у которого очень большие связи. В 2009 году он уже заполучил из Русского музея икону Торопецкой божьей матери 14 века. Причем прекрасным козацким способом: "пусть это будет твое, а лежать будет у меня". Икона осталась числиться экспонатом музея, но находится теперь в церкви-новостройке в элитном поселке, где живет бизнесмен. По мнению специалистов по иконописи, условия ее хранения там могут привести к ухудшению состояния старинной доски. Экспертов смотреть на нее больше не пускают.

То есть модус операнди у дяди плохой, один шедевр он предположительно угробил.
Теперь про "Златые власы", которые входят, пожалуй, в первую пятерку самых узнаваемых русских икон вообще.

Бизнесмен Шмаков продолжает дружить с Русским музеем и дает ему денег на реставрацию церкви в его филиале -- Михайловском замке.
Михайловский замок -- это тот самый "мальтийский" замок, в котором убили Павла I. Как филиал музея -- он очень хороший, но сплошь "романовский", все здесь посвящено Романовым, так как это императорский дворец. Тема замка -- мальтийская и чуть ли не католическая (потому что Павел I очень любил это дело). На экскурсиях рассказывают, что цвет замка выбран в честь перчаток фаворитки императора, и как его душили офицерским шарфом и били табакеркой в висок. Как с темой филиала должна сопрягаться эта икона (она даже не "Михаил", а "Гавриил", и то -- совершенно недостоверно, и в принципе ангел безымянным считается).

Однако Шмаков, раз вкладывает деньги в реставрацию церкви, вероятно, считает, что это дело хозяйское -- ее обставлять.


Интерьеры церкви в замке. Как вы видите, все вполне "прозападное", с "византийской" иконой не сочетается.



В интерьерах дворца встречается масонская символика чуть-чуть, достаточно католической мальтийской.



Кстати, это вот сохранившаяся (и задуманная при первоначальном строительстве замка) церковь Михаила Архангела.
Но в замке существовала еще и вторая -- Церковь Петра и Павла. Она была сделана на месте комнаты, в которой убили императора. До наших дней эта вторая церковь не сохранилась, частично на ее месте теперь коридор. Причем в коридор попало и место алтаря -- устроенного на месте кровати убитого.

Быть может, мы вообще подоплеки не знаем этого перенесения? Может, это как-то связано с тем самым царебожием, которое теперь так актуализировалось? и "невинно убиенного" Павла тоже кто-нибудь почитает? И хочет таким образом облагодетельствовать его иконой?


UPD: питерцы в комментах свидетельствуют
Про Павла I нам на учебных занятиях в соборе Петропавловской крепости перед его могилкой сотрудники музея рассказывали, что в начале ХХ века шел процесс по канонизации императора, собирали случаи чудес перед его могилой, и список был приличный. Но потом началась война, потом революция, и не до канонизации стало. А сотрудники утверждали, что перед могилой императора Павла особенно хороши молитвы об избавлении от головной и зубной болей, а также о потерянных мелких вещах.

***

Отрывки из интервью сотрудника музея, который начал паниковать (ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, официальный эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации Ирина Шалина):

-- ...И если Торопецкая Богородица хоть и не была никогда чудотворной, но все же о ней есть некие сказания, она почитаемая, то "Ангел Златые власы" – это совершенно не моленный образ, это один из ходатаев перед Вседержителем, который молит о прощении наших грехов. И представить себе, что перед этой иконой молятся, что ей кладут поклоны, целуют ее, невозможно, это может подумать только человек, не имеющий даже зачатков понятия об основах православной культуры. Перед этой иконой мы рассказываем об истоках древнерусской живописи, о начале православия на Руси.


Сергей Шмаков, выступивший инициатором временной передачи иконы Торопецкой Божией Матери


И вдруг у господина Шмакова появляется идея перенести эту икону из музея, где ее ежедневно видят тысячи людей, в Михайловский замок. Для этого он хочет зачем-то сделать действующей и открытой тамошнюю церковь, хотя там даже прихода быть не может: там нет жилых домов – Марсово поле, Летний сад, Фонтанка, Михайловский сад.

Михайловский дворец – это помещение Русского музея, а церковь в нем была императорской, для избранных, пропитанная духом Мальтийского ордена, что понятно, если мы вспомним историю Павла Первого. И зачем эту икону переносить туда, где ей будут поклоняться только на определенные большие праздники? Вот такая идея со стороны частного лица, которое предлагает отреставрировать церковь за свои деньги, хотя это музейный объект, и так просто это не делается. И иконостас там – это ветхое музейное хранение, да него дотрагиваться нельзя, не то что Царские врата открывать во время службы. Вот какой смысл – переносить икону на 200 метров – туда, куда якобы паломники будут приезжать со всей страны. (...)


(вот здесь можно посмотреть эту чудесную вещь в огромном увеличении и, кстати, увидеть,
что состояние у нее не идеальное, и прослушать хорошую аудиолекцию)



Это очень активное и бескомпромиссное вторжение в государственную, национальную собственность. И это делает человек, который уже забрал одну ценнейшую икону из Русского музея и не сдержал не только своего слова, но и слова патриарха, который нам тоже обещал ее вернуть. Как же можно этому человеку еще раз доверять? Реставрация церкви – это дело хорошее, и даже можно было бы ее открыть для очень камерного числа людей, но при чем тут "Ангел Златые власы?"

(...) С другой стороны, откуда такие амбиции, что нужно обязательно молиться на столь ценные иконы? Афонские монахи молятся у себя в кельях на бумажные иконки, и ничего, святости их это не умаляет. Но в случае с "Ангелом Златые власы" мы ведь даже не знаем, что это за ангел – их ведь может быть несколько в деисусном чине.

Это безымянный ангел, отсюда и его мифологизированное название. Вроде бы по развороту это мог быть архангел Гавриил, но, может быть, он – часть комплекса из трех ангелов, мы же не знаем, его имя утрачено вместе с фоном. Нельзя же свои домыслы и интерпретации представлять как научный факт.

Это икона, но она никогда не была моленным образом, ее даже в описях не называют образом.

– В общем, все это гордыня и невежество?

– Да, и еще представление о том, что вот я, богатый и имеющий связи человек, имею право решать судьбу любого объекта национального достояния, принадлежащего государственному фонду, и пользоваться им.

– И Министерство культуры снова на его стороне?

– Во всяком случае, на прошлой неделе к нам приезжал Мединский, а потом некий сотрудник министерства.

Мединский пришел смотреть, как висит икона – видите ли, ему сообщили, что она висит в неподобающих условиях, где-то над батареей – почему-то он слушает не хранителя, а чьи-то сообщения. Она у нас висит прекрасно, в дорогущей кассете, под пуленепробиваемым стеклом. Мединский увидел, как на полу перед иконой сидят дети, экскурсовод рассказывает им, что такое икона.

Икона, кстати, маленькая, в иконостасе потеряется, подходить к ней
и разглядывать будет совсем не удобно. (виртуальный тур)



Потом он поехал в Михайловский замок, а через несколько дней приехал его заместитель – по вопросу о реконструкции Михайловского замка, которую якобы на свои деньги собирается делать компания "САПСАН".

И они говорят: мы еще не решили, возить икону в церковь каждый месяц или 4 раза в году, по определенным праздникам. Они это решают между собой.

А мы должны продумать, как организовать вход в церковь при массовом паломничестве, где будет стоянка для автобусов. А почему бы паломникам не послушать рассказы экскурсовода об этой иконе в Русском музее, где она висит вертикально, как и должна висеть икона деисусного чина. Об иконе, которая не покидала нашего музея ни при каких условиях, кроме блокады, когда все вывозили, и единственной выставки в музее Метрополитен, где "Ангел Златые власы" был одним из представителей русской культуры – среди нескольких икон, в том числе Рублева. Она была выбрана как известнейшая из русских икон.

***

Ирина Шалина очень боится, что в любой момент в Русский музей может прийти приказ из Министерства культуры о перемещении "Ангела Златые власы", и директор музея Владимир Гусев покорно подпишет его, так же как он подписал приказ о вывозе иконы Торопецкой Богородицы. (...)

***

– А есть хоть какие-то пути защитить "Ангела Златые власы"?

Другой спикер:
– Тут весь ужас в том, что ее не собираются исключать из музейного фонда, отнимать у Русского музея, она будет там числиться. И подачка делается – реставрация церкви Михайловского замка. Но если реставрацию будут делать ударными темпами, то мы получим еще один Константиновский дворец, это будет не реставрация, а просто евроремонт. Они просто там все загубят попутно, потому что от такой "реставрации" потом уже не остается ничего подлинного и аутентичного.

На состояние древесины обратите внимание.

Радио Свобода удалось дозвониться до директора Русского музея Владимира Гусеваи спросить у него об "Ангеле Златые власы". Он ответил, что не видит предмета разговора, поскольку икона остается в музее. Входить в детали он не захотел, а ведь именно в них, как известно, прячется дьявол. Потому что Михайловский дворец – это часть Русского музея, и переданная туда икона как бы в музее остается – только вот увидеть ее будет намного сложнее.

***
UPD:
1) иконы такого мирового значения нельзя навсегда перевесить из основной экспозиции (просторные залы с большой проходимостью и огромным потоком посетителей) в маленькую узкую церковь с неизвестно какими часами посещения из-за служб и прочего такого. Это воровство культурного наследия у нас всех.

2) иконы такого пожилого возраста (они давно уже на пенсии, не заставляйте их "работать" в церкви!) нельзя таскать туда обратно. Их из одной комнаты в другую в здании переносят еле дыша, ну а уж по свежему воздуху в другое помещение, да несколько раз в год -- это просто убивает дерево. Ему восемьсот лет почти, ровесник Москве, прикиньте. Почему нельзя таскать и что с иконами происходит в таком случае -- можно почитать в аналогичном обсуждении, когда собирались выдавать "Троицу" Рублева.

UPD2:
Фонтанка выпустила сводку того, что известно

....«Фонтанка» попросила заведующую отделом древнерусского искусства Русского музея Ирину Соловьеву восстановить хронологию событий. По ее словам, в сентябре в музей поступило обращение Министерства культуры, в котором ведомство со ссылкой на запрос благотворительной организации «Иваново дело» (по данным системы СПАРК, Сергей Шмаков является ее совладельцем, президентом — Светлана Шмакова) интересовалось возможностью временного экспонирования иконы в помещении церкви Михайловского замка.

Примерно две недели назад в музей, интересуясь иконой, приезжал министр Владимир Мединский, а на прошлой неделе состоялась «выездная сессия представителя министерства для осмотра церкви Михайловского замка». (...)

...Научный сотрудник отдела древнерусского искусства Ирина Шалина, которая первой рассказала о ситуации вокруг народного достояния, поделилась с «Фонтанкой» подробностями той встречи: «Шмакова не было, был его человек, но очень настойчиво давал понять, что вопрос для них решен. Более того, сообщили, что реставрацией церкви будут заниматься они сами (объект музейный!) и на это у них есть сумма в четыре миллиона рублей...»

У свидетелей той встречи сложилось впечатление, что бизнес и министерство уже без участия музея договариваются, с какой регулярностью икону перевозить через дорогу (Михайловский дворец и Михайловский замок разделяют, если верить картам Яндекса, 232 метра): по большим праздникам четыре раза в год, или каждый месяц...

И Ирина Соловьева, и Ирина Шалина рассказали «Фонтанке», что компания Шмакова уже письменно заявляла о своих планах заняться изготовлением «кассеты» для хранения иконы. И это подтверждает опасения, что сценарий повторится. Уже не говоря о том, что само нахождение в этой кассете иконе на пользу не идет: экспонат должен «дышать». Кстати, это касается и иконы Торопецкой Богоматери, которая до сих пор находится в Московской области в такой капсуле. В Русском музее не осведомлены о текущем состоянии иконы: как только предмет был выведен из состава фондов, музею мониторинг перекрыли. (...)

...Левон Нерсесян отмечает, что нынешняя ситуация не имеет отношения ни к вопросу отношений музеев и церкви, ни к проблемам в законодательстве:

«Это инициатива конкретного человека, которому уже однажды удалось в этом месте всех «построить», после чего он понял, что все и дальше будут «строиться», если он правильно поднажмет. И вот уже второй раз мы наблюдаем совершенно неадекватную реакцию руководства музея на эту инициативу. Потому что когда к тебе приходит человек с улицы и говорит «А дайте-ка мне вашу самую лучшую икону, потому что я придумал, что я с ней буду делать», ответ может быть только один: «Мальчик, а ты вообще понял, куда пришел? У тебя много денег? Очень хорошо! Давай ты пойдешь и купишь себе самую дорогую игрушку и будешь в нее играть. И не будешь мешать взрослым людям заниматься своим сложным и важным делом». Произнести это нужно спокойно, можно – с легкой улыбкой, но главное – с полным чувством собственного достоинства, проистекающим из осознания собственной ответственности. Но ни достоинства, ни ответственности руководство Русского музея в прошлый раз так и не продемонстрировало, и я очень боюсь, что не продемонстрирует и в этот раз». (...)

Торопецкая икона из Русского музея, которую бизнесмен поселил в коттеджной церкви рядом со своим домом


...Рядовые сотрудники в Русском музее говорят, что настроены дать решительный отпор. Дело за руководством. На звонок «Фонтанки» Владимир Гусев ответил, что «пока нет предмета для разговора». Что он имел в виду, возможно, выяснится уже сегодня. По данным «Фонтанки» утром 5 октября директор Владимир Гусев проводит по этому поводу совещание с участием заведующих отделами музея.

Связаться с Сергеем Шмаковым «Фонтанке» не удалось — в благотворительном фонде «Иваново дело» сообщили, что он в отъезде.
Однако руководитель фонда Зоя Николаева подтвердила, что фонд направлял письмо в Русский музей с просьбой переместить икону «Ангел Златые Власы» в домовую церковь Михайловском замке, где фонд обязуется провести реставрационно-ремонтные работы.

Выбор иконы в фонде объясняют... необходимостью поднимать рождаемость.

«Вы знаете, что Архангел Гавриил несет благие вести, – просветили «Фонтанку» в благотворительном фонде. – Он принес благую весть родителям Иоанна Предтечи — Святой Елизавете и затем Божьей Матери, Деве Марии, о том, что у них родятся дети. Причем Елизавета была уже в преклонном возрасте, у них не было детей, и Архангел Гавриил возвестил благую весть, что у нее будет ребенок. И то же самое Деве Марии. И к нему обращаются при бесплодии, при трудном рождении. У нас сейчас, вы знаете, очень распространено ЭКО, суррогатное материнство, аборты... Мы против абортов выступаем. И во многом это связано с тем, чтобы была благая весть, и у многих во многих семьях родились долгожданные дети».

Подтвердила Зоя Николаева и намерения переносить икону в церковь Михайловского замка неоднократно — по большим праздникам. При этом планы увозить в другие храмы — за пределы Русского музея — в фонде отрицают.

Алина Циопа, "Фонтанка.ру"


UPD: продолжение истории, данные на 19 октября 2017 года
Tags: art & crime, иконы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 260 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 260 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Recent Posts from This Journal