"Кустодиев", "Айвазовский", "Рерих", "Коровин"... все эти подписи оказались подложными. Он так обиделся, что устроил выставку впаренных ему подделок, вывесив рядом экспертные заключения всяких ученых искусствоведов, где было написано, что это подлинники. Еще рядом были помещены увеличенные фото поддельных автографов (в сравнении с оригиналами).
Выставка называлась «Шедевры подделки или Н/Х» («н/х» значит «неизвестный художник»), и проходила в принадлежащем миллионеру частном музее Дом иконы на Спиридоновке - UPD 2017 года: музей сейчас закрыт на реконструкцию. Откопала свою старую рецензию на эту выставку: интересная штука.
***
Для владельца злосчастной коллекции, Игоря Возякова, эта история началась лет десять-пятнадцать назад. Тогда он собирал русское классическое искусство. Потом его разлюбил. Все, кроме десятка-другого громких имен, распродал. И переключился на иконопись. Сейчас его коллекцию можно увидеть в частном музее «Дом иконы на Спиридоновке», небольшой галерее рядом с особняком Рябушинского (музеем Горького). В залах на нескольких этажах развешаны иконы и выставлены предметы крестьянского быта. Один зал иногда пустует – он предназначен для временных выставок. Именно в нем этим летом Возяков собирался показать светскую живопись из своей коллекции. Перед выставкой отдал работы на экспертизу, хотя в 2000-х, при покупке, их уже проверяли.
Отдал для проформы, для очистки совести. Результаты оказались кошмарными. Из 15 отосланных работ фальшивыми оказалось 9. За каждую из них было заплачено миллион-два долларов. Причем все они были куплены у одного и того же московского арт-дилера. Фамилию его в музее пока не называют. Делом сейчас занимаются юристы, готовят иск, хотя и надеются договориться мирным путем. UPD 2017 года: чем дело кончилось -- не знаю.
Разоблачения можно прочесть на копиях экспертных заключений, которые висят рядом с каждой подделкой. Эти листы превращают выставку из музея ошибок в чистый абсурд. Ведь рядом на таких же официальных бланках написано, что картины настоящие. Рядом с бланками увеличенные копии поддельных автографов художников.
Изменчивость экспертного мнения – одна из главных загадок выставки. Почему одни и те же люди дали противоположные заключения спустя несколько лет? Неужто они позабыли свое собственное мнение, глаз замылился – не узнали старого знакомца? Их официальные объяснения звучат штампованно. Тогда, мол, и экспертиза была не такая тщательная, и опыта не было, и на химический анализ с рентгеном не так полагались. Перед открытием выставки прошла пресс-конференция. Приглашенные искусствоведы на встречу с прессой не пришли.
Таких неприятных открытий в мире русского антиквариата наверняка множество. Однако выносить сор из избы в этой среде не принято. Чтобы не просто огласить такую историю, но вдобавок, сделать из нее выставочное шоу, надо, наверно, очень разозлиться. И еще быть уверенным, что твоей собственной репутации это не повредит. Так, летом 2010 года поступил Британский музей, устроив выставку разоблаченных фальшивок из своей коллекции. В «Доме иконы» говорят, что узнали об английском проекте уже после открытия своего. Игорь Возяков и директор музея Надежда Губина приглашают присоединиться других пострадавших, надеются, что их решение повлияет на ситуацию, и хотят даже повлиять на изменение законодательства. В таком случае порадуемся, что наши коллекционеры могут «держать удар» с британским хладнокровием и педагогической мстительностью. В общем, по-европейски культурно.
Опубликовано: "Ваш Досуг", 2012, Софья Пономарева
***
Теперь некоторые экспонаты:
«Танец среди мечей» Генриха Семирадского, проданный с авторской подписью как вариация аналогичной картины из Третьяковки. После экспертизы 2012 года – акварельная копия какого-то неизвестного любителя времен Семирадского, которому захотелось скопировать для себя картинку с голой девушкой. Подпись художника нанесена небрежно, причем при взгляде через микроскоп видно – в несколько приемов. Явный признак подделывания.
А вот это настоящая картина, которая в Третьяковке:
Двухметровая картина Рериха на варяжский сюжет «Гости прибыли». Судя по всему, написана в наши дни. Рерих верил в переселение душ, но наверняка не стал бы в новом рождении писать на древнерусскую тему, к которой охладел еще до революции.
Вдобавок это вообще коллаж (специалисты говорят «пастиш»: термин из кулинарии, по-итальянски – «паштет»). Композиция украдена из его «Варяжского моря», фигуры воинов – из картины «Собирают дань», пассажир ладьи вырезан из «Садко», а паруса ладей, причем перерисованные с ошибками в снастях – из «Славян на Днепре».
Настоящие картины, послужившие источником коллажа:
Композиция украдена из его «Варяжского моря»
фигуры воинов – из картины «Собирают дань»
пассажир ладьи вырезан из «Садко»
паруса ладей, причем перерисованные с ошибками в снастях – из «Славян на Днепре»
«Причал» Алексея Боголюбова. Бланк Государственной Третьяковской галереи от 2004 года за подписью Галины Чурак и Лидии Гладковой – с утверждением, что картина настоящая.
А вот документ от 2012 года, от тех же Чурак и Гладковой. Теперь картина, по их словам, имеет «низкий художественный уровень исполнения, рентген не показал ничего общего с подлинниками Боголюбова. Авторство отклонено». Экспертная организация, впрочем, уже другая – Независимая экспертиза им. П.М. Третьякова. Государственные музеи теперь выдавать подобные документы не могут.
«Девочка в березовой роще» Кустодиева написана титановыми белилами, изобретенными позже 1919 года, которым картина подписана. Автограф художника намалеван поверх возрастных трещин на лаке. Почерк не очень похож. Сама картина явно придумана на основе карандашного наброска художника, напечатанного в каком-то каталоге. Но сделана топорно – никакой виртуозности, тонкости светотени, оттенков. Вывод – 2-я половина ХХ века.
(фото мое, сорри, что на коленке некоторые - еле нашла эту старую съемку. Но уж больно любопытно)
UPD: фотки псевдо-Айвазовского, Коровина и еще выкладываю отдельно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →