Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Как в России появилась картина ученика Леонардо да Винчи, и про что она

А помните, как я рассказывала про русского миллионера, у которого внезапно нашелся сначала Рубенс, а потом Тициан?
Тогда кто-то еще спросил: "А Леонардо у него случаем не завалялось?". Отвечаю -- самого да Винчи нету, а вот один из "леонардески" таки знаете, нашелся.





(Правда, что картина "принадлежит" именно тому же Логвиненко, на самом деле утверждать нельзя.
Картина де юре принадлежит тому частному Фонду "Классика", которым этим летом был предоставлен на выставку в ГМИИ Тициан (ранее точно логвиненковский).
На сайте фонда написано, что она "предоставлена фонду «Классика» во временное, безвозмездное пользование из частного собрания"
Это тот самый фонд, в правление которого миллионер Логвиненко входит.
Все совпадения случайны и проч., сами знаете).

Что за картина?

Неизвестный художник XVI века. "Портрет женщины в образе Флоры".
Вот она в раме, украшенной цветами и плодами (фото мое).


"Известный исследователь творчества Леонардо да Винчи, профессор Калифорнийского университета Карло Педретти приписывает экспонируемый в Третьяковской галерее "Портрет женщины в образе Флоры» «Академии» Леонардо да Винчи во Франции."

В жизни не слышала, что у Леонардо да Винчи была какая-то Академия во Франции (поправьте меня, если кто знает). Возможно, проблема в переводе и имеется в виду представитель "школы" Леонардо во Франции? (бурчу).
Стиль леонардовский в полотне безусловно виден - это фирменная улыбочка, которой подражали старательно все его эпигоны, это светотень мягкая (сфумато). Даже поза и жест.

Вот, например, как на картине
Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем и св. Анной".


О, вот вообще даже официально пишут, что композиция и поза нашей "Флоры" активно вдохновлена вот этим картоном Леонардо да Винчи (вариация предыдущего сюжета).





***

Но погодите! -- скажет мне образованный зритель, скорей всего, петербуржец и завсегдатай Эрмитажа, -- Я же знаю эту картину! Она висит в Эрмитаже!
Угу. Висит. Вот такая. Называется по-другому, и автор точный есть.

Франческо Мельци. "Флора", ок. 1520


Ничего странного в этом нет -- популярные картины активно копировались, это было и знаком уважения к автору. Никакого криминала, все хорошо.
Известно, как минимум, 7 вариантов этой картины
(Hermitage; one formerly in the Holford collection, England; one in Blois, Musée des beaux-arts (possibly by a French hand); an exceedingly weak version, ex-Paris, Baranowicz collection; and three untraced pictures, earlier recorded in the collections of Lord Northbrook, the Duke of Sutherland (at Stafford House) and Lord Kinnaird, at Rossie Priory).

У самого Мельци есть копия "Мадонны со св. Анной" Леонардо, которую я вешала выше насчет позы (не такая линялая).



У Мельци есть еще картины с подобной позой, разворотом тела - вот эта называется "Вертумн и Помона".



Давайте вот почитаем подробности про эрмитажную картину, тем более, что это признанный шедевр:

***

«Флора» кисти Франческо Мельци (1491 – 1568/1570), «самого образованного и утонченного» ученика Леонардо да Винчи, поступила в Эрмитаж в 1850 году из собрания нидерландского короля Виллема II и вплоть до середины XIX века считалась работой самого Леонардо.

Картину называли "Коломбина" (сolumbine – еще одно название аквилегии) и "Аллегория тщеславия".
Предполагали, что художник портретировал одну из придворных дам Франциска I.

Мельци изобразил богиню весеннего цветения и покровительницу растений Флору, образ, популярный в классической древности, откуда его охотно заимствовало искусство Возрождения.



Молодая женщина сидит в гроте, устремив глаза на цветок аквилегии, в складках ее плаща видны жасмин и анемоны. Все растения наделены символическим смыслом: анемон – по-гречески "ветер", аквилегия связана с плодородием, жасмин олицетворяет чистоту.



Легкая тонкая ткань одежды, контрастируя с тяжелым плащом, перекинутым через левое плечо и закрывающим нижнюю часть тела, оставляет обнаженной одну грудь. Именно так, с одной обнаженной грудью, древние изображали Флору, символизируя тем самым ее материнское начало.

«Флора» Мельци возникла в сфере влияния искусства Леонардо: почти все в картине отсылает к истокам его искусства – тип женского лица с правильными чертами и взглядом, скользящим из-под опущенных век, неуловимая улыбка, характер прически, растения, переданные с точностью ботанического атласа, грот как место действия. Композицию в целом, как и отдельные детали, отличает аристократическая элегантность. Это касается не только облика богини, но и ритма складок одежды и того, как завязан узел на отвороте рукава.

Многочисленные варианты и копии «Флоры» доказывают популярность, какой пользовалась композиция Мельци. С "Джокондой" вон тоже самое было, причем доходило до самых абсурдных вариантов - в стиле ню.

***

Вот  картины рядом:
1. Эрмитаж
2. Наша частная коллекция
3. Блуа




Интересно, что в 1850 году картина поступила в коллекцию императорского Эрмитажа под именем «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи . Во всяком случае, так она значилась в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В дальнейшем работа поменяла и название и автора.

Лицо Коломбины, как считают , очень похоже на лицо Мадонны в известной работе Леонардо «Святая Анна с Марией, Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» из Национальной галереи Лондона. Сейчас работа приписывается одному из известнейших учеников великого Леонардо – Франческо Мельци (ок.1491 — ок.1570). Но сэр Клод Филлипс, английский писатель, историк искусства и критик, внимательно изучивший рисунки Леонардо, считал, что это работа самого Леонардо да Винчи и называл «Коломбину» головоломкой. Известные искусствоведы, заложившие основу систематической британской истории искусства -- сэр Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле, в своей книге «Новая история живописи в Италии со II по XVI вв.» называют автором «Коломбины» Андреа Соларио (1460 — 1524), а итальянский политик и историк искусства Джованни Морелли считал, что «Коломбина» принадлежит кисти Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли, ок.1495 –ок.1549). В то же время доктор Уильямсон, последний биограф Бернардино Луини, в своей книге, посвященной творчеству художника  решительно приписывает эту работу Луини.


Вот здесь подробно на англ. языке человек доказывает, что эрмитажная картина - это реально Леонардо.

***

Примечательно, что в 2016 году эти две картины, эрмитажная и свежекупленная, были выставлены рядом в Эрмитаже. (Логвиненко так уже не раз делал, например, выставлял свой "Союз Земли и Воды" Рубенса рядом с первообразом, хранящимся в Эрмитаже; но, в отличие от анонимного собственника "Флоры", он вроде обычно не скрывал свое владение шедеврами).


photo: http://www.museum.ru/N62444

А в этом году картину из частной коллекции показывали в Третьяковке на выставке "Образы Флоры".

***

В провенансе же ее никакого криминала.
Картина в русскую частную коллекцию была куплена на аукционе Кристис в 2012 году почти за 1 млн. фунтов стерлингов (при эстимейте всего 50-70 тыс.)

Вот ее официальное описание:

"Исследования и реставрация «Флоры» из частного собрания проводились учеными из Отдела культурного наследия Университета Болоньи.
Изучение художественной техники позволило определить хронологическое и географическое происхождение произведения.
Картина из частной коллекции обладает тем преимуществом перед эрмитажным экземпляром, что не переведена на холст, сохранив свою основу – дерево.
В результате технических исследований пришли к заключению, что доска сделана из пихты – материала, каким пользовались мастера Северной Европы.
В качестве грунта использован не гипс, а белая глина, что так же характерно для заальпийских, а не итальянских художников.
Вероятно Мельци, создавший «Флору» в Италии, мог увезти ее с собой во Францию (когда в 1517 году сопровождал Леонардо), где и была выполнена картина из частной коллекции кем-то из местных мастеров".

То есть вот интересно - леонардески случались оказывается не только в Италии, но и там, куда заносило Леонардо и его учеников (если они обладали достаточным магнетизмом) -- вот, например, во Франции нашлись. Вообще эстетика достаточно подходящая для манерной школы Фонтенбло.

А еще у Мельци есть вот такая "Флора" (галерея Боргезе). Тут тоже гербарий.


На самом деле мне очень жалко, что это не оказался настоящий "Леонардо да Винчи", а всего лишь копия с работы ученика.
С нетерпением жду новых картин, связанных с именем миллионера Логвиненко, хотя бы косвенно. Мне, пожалуйста, Боттичелли, причем какого-нибудь хорошего периода, плиз, нашаманьте.

***
Ввожу новый тэг "ренессанс - леонардо", у меня оказалось много постов про него, причем большинство про то, как впаривают какие-то подделки, что удивительно...

UPD:
эрмитажная "Флора" после реставрации. Оцените, что желтого больше нет


Tags: аукционы, ренессанс, ренессанс - леонардо
Subscribe

Posts from This Journal “ренессанс - леонардо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

Posts from This Journal “ренессанс - леонардо” Tag