Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как художники воевали кистью: 5 любопытных историй

Интересная статья Анны Матвеевой про то, как достижения модернизма и авангарда применялись в военных целях.

...В 1941 году мэр Чикаго включил авангардиста в число своих персональных помощников. Чтобы разработать систему камуфляжной защиты Чикаго от возможных бомбардировок, Мохой-Надю пришлось делать бесчисленные вылеты над Чикаго и исследовать вид города с высоты полета бомбардировщика...



Художественные технологии — военные технологии


О художниках Второй мировой войны написано много. В СССР, Великобритании, Франции, Польше, США — во всех воюющих странах художники и трудились над агитационными плакатами, и создавали бесценный исторический архив: картины, рисунки, документальные свидетельства жизни и борьбы на фронте и в тылу. Однако агитматериалами и фиксацией происходящего дело не ограничивалось. Некоторые художественные технологии нашли прямое военное применение, и теории изображения и цвета, разработанные авангардом и модернизмом, стали оружием в прямом смысле слова.

Глазоломный камуфляж

Художники авангарда 1910–1920-х много внимания уделяли функционированию зрения. Их интерес был чисто художественным, их волновало, как именно видит человеческий глаз, как он обманывает человека и как его самого можно обмануть.

Однако эти исследования нашли практическое применение еще в Первую мировую войну: «обманки» стали использоваться для маскировки крупной военной техники. На фото — боевой корабль USS West Mahomet, раскрашенный «глазоломным» узором, автором которого считается британский художник Норман Уилкинсон.

Узор дезориентировал наблюдателей противника, позволяя цели слиться с фоном — морской рябью. Во время Второй мировой войны такая раскраска использовалась для боевых самолетов британской армии.

Пикассо ревновал эту идею к Уилкинсону и заявлял, что «глазоломный камуфляж» изобрели кубисты.

ПОДРОБНЕЙ у меня ТУТ



Озеро, превращенное в лужу…

Ласло Мохой-Надь, как и положено модернисту, тоже всегда интересовался обманами зрения. Во время войны обмануть зрение противника и тем самым скрыть как военные части, так и мирные города от атаки стало стратегической задачей.


Ласло Мохой-Надь и Дьёрдь Кепеш. Материалы для камуфляжников. Журнал Civilian Defense, сентябрь 1942. Фото: gizmodo.com
Ласло Мохой-Надь и Дьёрдь Кепеш. Материалы для камуфляжников. Журнал Civilian Defense, сентябрь 1942.

Чикагская школа дизайна, где преподавал Мохой-Надь, в 1942 году стала «официальной школой специалистов по камуфляжу» (certified school for camouflage personnel). Мохой-Надю принадлежат разработки, позволяющие скрыть от глаз противника цилиндрическую мишень (например, цистерну с бензином или газгольдер).

В 1941 году мэр Чикаго включил авангардиста в число своих персональных помощников. Чтобы разработать систему камуфляжной защиты Чикаго от возможных бомбардировок, Мохой-Надю пришлось делать бесчисленные вылеты над Чикаго и исследовать вид города с высоты полета бомбардировщика. Он страдал тяжелейшей морской болезнью, в самолете его страшно тошнило.

Тем не менее Мохой-Надь разработал сложную систему камуфляжа, позволявшую спрятать от глаз врага не только город Чикаго, но и главный ориентир — целое огромное озеро Мичиган, для маскировки которого Мохой-Надь предложил создать фальшивую береговую линию и искусственные острова.

…И Кремль, превращенный в предместье

Камуфляжные практики применялись и для защиты городов СССР от фашистских налетов. Служба маскировки наиболее важных объектов Москвы была создана из ведущих архитекторов и художников. Свернув строительство Дворца Советов, власти привлекли к проекту маскировки его архитектора Бориса Иофана.

План камуфляжа Кремля Бориса Иофана. <br> Фото: cargocollective.com
План камуфляжа Кремля Бориса Иофана.

По проекту Якова Чернихова кремлевские башни превратились для взгляда сверху в скопления облаков — Чернихов предложил в качестве камуфляжных узоров чистую абстракцию. Кремль маскировали под обычные жилые кварталы: в кремлевской стене рисовали окна, двери и крылечки, сады и площади расписали «крышами», Манеж раскрасили в разные цвета под «много маленьких домиков». Предполагалось закамуфлировать даже излучину Москвы-реки, заполонив ее баржами с макетами домов.

Резиновая армия

Можно и наоборот. Не скрывать, а выставлять напоказ. В войсках союзников было подразделение преимущественно американских военных, известное как «армия призраков» или «резиновая армия». Оно занималось изготовлением макетов военной техники. С июня 1944-го по март 1945-го от Нормандии до Рейна стояли целые войска из танков и самоходок, мотострелковые роты союзников. Все они были надувными муляжами, сделанными из резины и призванными отвлекать на себя внимание и огонь противника.

Конвой «армии призраков», сделанный из резины. Фото: ghostarmy.org
Конвой «армии призраков», сделанный из резины.

Фальшивки должны были выглядеть максимально правдоподобно, поэтому для создания «резиновой армии» набирали дизайнеров, живописцев и скульпторов. Большинство служащих были рекрутированы из художественных колледжей Нью-Йорка — Cooper Union и Pratt. Самым известным из «бойцов» «резиновой армии» был студент школы дизайна Parsons Билл Бласс — впоследствии знаменитый дизайнер одежды. По воспоминаниям сослуживцев, он и в походной палатке умудрялся листать Vogue.

Авангардное восстановление

У петербургской легенды о Михаиле Матюшине нет автора и нет подтверждающих документов, но она передается из поколения в поколение. После войны разрушенный бомбежками Ленинград начали восстанавливать. Возник технический вопрос: в какие цвета красить заново построенные дома?

Михаил Матюшин. Стог. Лахта. Бумага, акварель. 1921. Фото: staratel.com
Михаил Матюшин. Стог. Лахта. Бумага, акварель. 1921.

Ответственный за решение этого вопроса специалист, как гласит легенда, был в юности учеником Матюшина. Он прекрасно помнил его «Справочник по цвету». И решил: красить в соответствии с цветовыми таблицами Матюшина. Окраску домов в северной столице меняют редко, так что и по сей день центр Петербурга можно считать наглядной иллюстрацией к авангардистской теории цветовой гармонии.

Оригинал публикации:
Анна Матвеева, Журнал АРТГИД



Tags: avant-garde, вторая мировая война
Subscribe

Posts from This Journal “вторая мировая война” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 41 comments

Posts from This Journal “вторая мировая война” Tag