в том моем материале про Шилова, который всю прошедшую неделю звучал из каждого утюга, я для сравнения привела картины кисти Ремнева -- как вариант иного решения проблемы заказного парадного портрета в нынешний век, "классом повыше".
А потом со мной совершенно нежданно связались от самого художника: оказалось, Андрея Ремнева закидали ссылками на мой материал. Причем писали не только знакомые, но и сами герои портретов.
Всплеск интереса к этим картинам побудил Ремнева рассказать о том, как он работает в этом жанре, и какие истории стоят за созданием полотен. Мне было любопытно почитать и проследить за эволюцией.
— В чем, на ваш взгляд, специфика жанра портрет?
Задача портрета — передать сущность человека. Для меня образцами всегда были русские портреты XVIII века, в которых обобщения сочетаются с характерными особенностями модели. Наверное, проблема современных художников заключается в том, что они обращают внимание на детали в ущерб общему. Старые мастера как раз умели обобщать. Например, легко можно опознать Николая Чудотворца на множестве икон, хотя все они не похожи друг на друга. Это достигалось тем, что древними художниками были осмыслены ключевые черты этого образа. Когда в процессе работы над портретом смотришь на человека, всегда есть очень много каких-то случайных деталей: складочек, теней. И на заключительном этапе работы образ подвергается обобщениям, эти частности уходят.
— Кто для вас образец портретного жанра?
Для меня это Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт. Из русских художников Валентин Серов, Репин. У них был этот дар осмысления, обобщения образа. Да и большинство художников конца XIX — начала XX века обладали этот даром. Даже Крамской, который начинал ретушером, достиг больших высот в портретном жанре.
Но и среди художников XIX века вдруг возникали такие, которые стали предтечей современного взгляда на человека, они дотошно, без отбора воспроизводили все детали. Например, Сергей Зарянко.
— Ну хорошо, а в чем особенность портрета, который пишется на заказ?
Как правило, заказчик знаком с творчеством художника, и если он к нему обращается, то примерно знает, чего ожидать.
Картины Ремнева -- не портреты (кликабельно) http://www.remnev.ru/
Жанр заказного портрета, конечно же, преследует комплементарную цель. Кроме того, подразумевается, что портрет останется потомкам, и образ этого человека останется в истории. Мне сложно написать портрет, не видя героя, хотя такие редкие случаи были. Когда смотришь фотографии, складывается один образ, но когда видишь человека вживую, он предстает совершенно другим.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
— Расскажите о своих первых заказных портретах.
Вот, например, портрет господина Демина 1996 года.
Мне было интересно сделать классический портрет, герой портрета начальник крупной организации и, соответственно, получился такой официальный портрет в старом духе.
Самое интересное случилось, когда я привез готовый портрет заказчику. Когда я зашел в дом, Демин попросил меня занести картину в комнату, я зашел, поставил портрет на какую-то тумбочку, а когда я обернулся, то увидел длинный накрытый стол и кучу народу: это были собраны родственники главного героя. Все они воскликнули: «Ой, а почему он такой грустный!?» А Демин им ответил: «Да, я такой!»
Спустя какое-то время я получил заказ на портрет Михаила Михайловича, это портрет конца 1990-х годов.
Это отставной военный, а портрет был заказан его детьми. Кажется, от меня ждали тоже такого классического портрета. Даже я сделал какие-то эскизы в этом духе. Но когда я пообщался с Михаил Михайловичем, побывал у него дома, я вдруг понял, как я хочу его сделать. И я убедил заказчиков, что лучше сделать портрет так, как я считаю нужным.
Портрет сделан в мощной декоративной манере, он лишен традиционного глубинного пространства. Тут проявилась моя любовь к конструктивным ходам, к плоскости, которую я свел к графической основе. Сам герой своей энергией меня вдохновил на этот ход. Заказчики в итоге сказали, что они не ожидали это видеть, но им нравится.
Надо сказать, этот опыт меня очень вдохновил. Я понял, что никогда не надо лукавить, надо делать так, как считаешь нужным. В конце концов, если работа не будет принята, всегда потом можно будет написать так, как заказчик попросит. Конечно, это риск, но риск благородный, в случае удачи, получаешь большое удовлетворение от подтверждения своих амбиций и от того, что решил свою художественную задачу.
— Расскажите про этот «Семейный портрет». Как вы его сами оцениваете, удачный?
Для меня это программный портрет. Благодаря изображению девочек этот портрет состоялся.
Изображение детей позволило наполнить эту картину занятными для зрителя элементами. Работа с детским портретом позволяет пользоваться неожиданными ходами, которые в портрета взрослого, особенно мужчины, выглядят неорганично.
— Но получилось, что родители более реалистичны, чем дети. Почему женщину нельзя было одеть в придуманную одежду?
Я так не чувствовал, мне не хотелось: я изобразил родителей именно так, как они оделись для встречи со мной. Если герои так оделись, значит, так они и хотели себя видеть. Что-то менять и придумывать не было смысла, тем более, можно было хорошо написать мех и этого было достаточно, а все остальное было бы перебором.
Что касается задника, то это решение родилось из моей недавней поездки по Черногории. Я нарисовал пейзаж, привязанный к пластической структуре к пространству портрета, а в итоге получилось конкретное место — Которский залив. Самое поразительное, что мои герои на момент написания портрета не были в Черногории, но потом, когда портрет был написан, они мне говорили, что купили там дом.
— Вам не кажется, что задник здесь смотрится отдельно от героев?
Конечно, это был поиск. Но этот портрет — необходимый этап, на тот момент мне очень хотелось именно так написать. Я считаю, в этом портрете все-таки больше удач. Да, проблема отбора не совсем здесь решена, сейчас я бы сделал немного проще. Но работа состоялась. Увязать четырех человек довольно сложно, да еще, чтобы это выглядело органично. Но картина явилась рубежом, относительно которого я двигался дальше.
Картина была выставлена в Русском музее на выставке «Портрет семьи», это был выбор устроителей выставки, и, кажется, это была единственная работа, которая представляла современный заказной портрет. Для моих героев было событием, как и для меня.
Позже я написал уже одних дочек.
МЕТОД НАЙДЕН
А это портрет молодого преуспевающего человека. Среду в портрете я придумал тоже пообщавшись с героем, побывав у него дома. Это бизнесмен, который очень любит жанр фэнтези, можно сказать, находит в нем утешение и отдохновение от своих рабочих дел.
Глава семьи попросил написать жену и дочек.
Композиция родилась на основе посещения их дома, колорит картины очень похож на цвета интерьера, хотя я не помню сейчас подробностей. Само ощущение от пространства, в котором я оказался, воплотилось в решении этой работы.
Тут видно мое тогдашнее увлечение творчеством Уильяма Морриса, его орнаментами позднего викторианского стиля. В этой работе все построено на игре плоского и объемного пространства, как это часто бывает в моих работах.
С одной стороны это плоскость, а с другой стороны дыра, хотя здесь еще нет радикального решения. Понимание этого пришло уже тогда, когда работа была завершена. В этом портрете впервые появились шитые золотом подушки, которые позже в портрете мальчика стали основным приемом.
Портрет Саши -- мама заказала портрет своего сына.
В этом портрете уже нет компромиссов и условностей. Это впечатление от комнаты мальчика, я даже ничего не придумал.
Мне интересна форма подушки, когда подушек много, они образуют совсем новую форму. Тем более, подушка — это квадрат, а квадрат обладает для меня магической привлекательностью. В этой работе мощное скульптурное решение объемов подушек контрастирует с фигурой мальчика. Орнаменты, которые изображены на объемах и привязаны к ним, сами по себе складываются в изысканную композицию и эта композиция очень органична.
Я считаю этот портрет своей удачей. Мальчик Саша передал мне большое спасибо.
НЕМНОГО ПРО ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
Еще один детский портрет. Это один из немногих портретов, который был написан без натуры, увидеть детей я не мог, они были в другой стране, а портрет был заказан.
Мне не хотелось фантазировать по поводу их пластики, которой я не видел и я пользовался фотографиями, моей задачей было объединить две фигуры одним пластическим мотивом. Я придумал этот декоративный диванчик, на котором нарисованы гобелены. Вспоминал эпоху Возрождения, когда было модно обивать мебель гобеленами, сюжеты охоты тоже довольно типичны.
Меня привлекает мощная геометрическая структура. Если посмотреть на мои портреты, их объединяют не мелкие детали, а крупные графические образования, которые держат героев в композиционном напряжении. Еще на уровне эскизов я веду поиск решения, ищу пластические смыслы. В этом портрете не случайна линия спинки дивана, она идет от уровня рта мальчика и оказывается на уровне ушей девочки, возникает подсознательное ощущение, что мальчик говорит, а девочка слушает. Кажется, и сороки что-то стрекочут девочке. Эти образы работают и вызывают зрителя на диалог, хотя он может этого не осознавать, но он чувствует.
— А это портрет мамы?
— Да, после того, как был написан потрет детей, глава семейства заказал портрет жены. Сначала у меня были только фотографии, но пока я не познакомился с Настей, я не мог ничего придумать. Мы встретились в Голландии во время моей персональной выставки и сама ситуация сработала на образ. Во время нашей первой встречи Настя была одета в дорожный костюм и колорит этого костюма натолкнул меня на такое цветовое решение. В заднике я использовал мотив из моего любимого Часослова герцога Беррийского.
В раннем средневековье художники пользовались книгами образцов, и в том же часослове многие сюжеты тоже брались из таких книг. Я воспользовался этим же принципом, для задника я взял как образец замок Сомюр.
— А почему здесь такой жест?
Во время нашей встречи и нашего разговора я много Настю фотографировал, а потом из всех фотографий выбрал именно этот жест. И когда показал эскиз портрета супругу, он сказал, что поразительно, но это очень характерный и типичный жест, то есть мои ощущения оказались верными.
В этом портрете мне понравилась сочетание белого замка и белой рубашки, рубашка как будто прорастает в замок. Вообще, весь этот портрет родился от ощущения общения.
МАЛЕНЬКИЕ ГОЛЛАНДЦЫ
— Одно время вы часто ездили в Голландию, что можно сказать о голландских заказчиках?
У них давние традиции коллекционирования живописи, приходишь в дом, а там работы XVI-XVII века, и в семье они передаются по наследству. Мне было интересно, что мои работы становились частью такой коллекции.
Я написал несколько портретов, например, вот этот портрет мальчика, он из семьи Ван Эйков. Я, конечно, находился под впечатлением фамилии, побывал у них дома и портрет написан по реальным впечатлениям этого посещения. Ракурс сверху дал возможность изобразить именно ребенка.
Мальчика я сразу нарисовал, а к изображению собаки заказчики отнеслись очень внимательно и проблем с собакой было гораздо больше. Это любимец семьи по кличке Толстой. Он какой-то жутко породистый и было важно очень точно его изобразить, помню, я укорачивал морду, в итоге получился «портрет собаки с мальчиком») Наконец-то заказчиков все удовлетворило, но мне важно, что я процитировал пластический ход с картины Ван Эйка, такой наборный пол есть в одной из его картин.
А это портрет брата этого мальчика.
Этот женский голландский портрет по ряду причин превратился в картину.
Она отличается фантазийным характером, это решение — плод осмысления увиденного в доме.
Лицо героини я впоследствии избавил от излишних физиогномических подробностей. Это картина стала называться «Среда обитания» и героиня на ней предстала в образе жены охотника.
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ
— Расскажите про эту девочку с котом.
Это портрет дочки моих друзей, они захотели ее портрет, когда почувствовали, что она взрослеет, перестает быть ребенком.
Я попытался в картине остановить этот момент, показать состояние человека, находящегося в стадии перехода во взрослое состояние.
Побывал в гостях, посмотрел как она живет и попытался воплотить это в образах. Как раз тогда вышел новый фильм «Алиса в стране чудес» и эстетика этого фильма на меня влияла. А кот был реальный, Вальтер, сейчас он уже умер, но вот, я успел его изобразить. Полина вообще очень любила всевозможных экзотических зверушек и у нее в комнате стоял террариум. В картине ее интерес воплотился в образе хамелеончика, который сидит на палочке.
— Но вы же не только дочек друзей, но и своих дочек написали?
Да, но я их писал не с натуры. То есть у меня не было желания написать их похожими, тем не менее, для меня они очень узнаются. В этом портрете как раз воплотился тот принцип, о котором я говорил вначале, когда изображается тип, а не конкретный человек.
Я очень долго писал эту картину, не было необходимости быстро его заканчивать, но сразу я придумал образ холста, который прикрывает стену. Это образ из моего детства, меня очень волновал холст из сказки «Золотой ключик», нарисованный очаг на холсте, за которым было что-то спрятано. Сам этот холст для меня – образ детства. И ощущение, что изображение можно взять и свернуть, как холст, на меня сильно повлияло.
В истории живописи много детских портретов на фоне пейзажа, а для меня это игра, пейзаж оказывается нарисованным на драпировке, драпировка скручивается вместе с пейзажем. Но, конечно, главной находкой этого портрета, который долго не был закончен, было решение платьев. Платья были написаны в коричневом колорите, они были гладкие, но объемные, никакого декора на них не было. Я чувствовал, что что-то на них надо сделать, но просто орнамент меня никак не устраивал, это было бы банальным решением.
Можно было бы нарисовать какие-то травки и цветочки, тем более картина называется «Hortus» (огород) , но мне не хотелось. И вот неожиданно, листая книги о моде, я нашел мотив пришитого бантика из лент в одежде XVIII века. И я решил пришить эти бантики пуговками, возникала ритмическая структура: снизу большие банты, потом ряд поменьше, еще меньше, а потом одни пуговки. Сама пуговица — образ семечка, а цвет платья стал цветом земли. Воротнички — цветы, и все эти вещи дают сильный мотив роста, выращивания.
Взаимоотношения двух персонажей определяется жестами: старшая девочка держит младшую за запястье, конечно, это момент преобладания, в то же время другой рукой старшая девочка поднимает занавес — пелену детства. Собственно, эта ситуация отражает характер их взаимоотношений на тот момент.
— Подушки из портрета мальчика Саши, о которых мы говорили выше, позже ведь появились в картине «Высокая вода»?
Да, само слово «высокая», натолкнуло на идею горки подушек.
Дело в том, что мне нужен был вертикальный формат.
Моделью для картины послужила моя дочь Полина, но это не буквальный портрет. Сама вода, aqua alta не изображена, но подразумевается в орнаментах платья, в ирисах, в нитке речного жемчуга и в береговых ласточках, ну а берег — те самые подушки.
ПРО БАЛЕТ
— У вас же теперь есть теперь и балетные портреты, расскажите о них.
Балет и танец — увлечение последнего времени, я не так давно открыл для себя это искусство. Это произошло с двух сторон, с одной стороны – экскурс в историю, я много стал читать о времени Дягилевских сезонов, о танцовщиках того времени и с другой, на меня большое влияние оказало знакомство с современными танцовщиками.
Большая удача, что у меня была возможность делать наброски с живых репетиций, я немного рисовал в театре Станиславского, довольно много в Пермском театре, а потом в Большом. Само общение с артистами вызвало у меня желание нарисовать их портреты. Это экспресс-портреты, они очень быстрые и эмоциональные.
Первым был написан портрет прима-балерины Ольги Смирновой. Я сделал для себя открытие, что иногда сценический образ и образ самого человека являются определяющими в выборе художественного языка. Начинались мои попытки с очень экспрессивных зарисовок, но потом работа приобрела уравновешенную спокойную форму.
Я никак не мог найти формат портрета, долго не мог его закомпоновать, найти пропорции. Задуман портрет был в квадратном формате, но квадрат обладает нединамичной структурой. Мне пришлось искать сложные обрезы, и, несмотря на то, что модель статична, кажется она находится в момент спокойствия, в паузе между движениями. Но для достижения изображения потенциальной энергии, когда одно движение закончилось, а другое еще не началось, пришлось искать сложную пластическую связь формата и изображения.
На мой взгляд это получилось, это момент репетиции «Дамы с камелиями». Мне очень понравился костюм Ольги, он тоже явился элементом вдохновения и переживания ее образа. Колорит этого портрета для меня самого был неожиданностью, для меня это было открытием.
Портрет Артема Овчаренко более традиционен, сам графический экспрессивный язык давно мной испробован, это проверенный материал, и этот язык подходит для мужского портрета. Но пришлось повозиться с образом, он «замылен» фотографическими изображениями и мне не хотелось, чтобы портрет был похож на фотографию. Мне важно было передать переживание образа танцовщика, а не просто изобразить похожее лицо, в этом был смысл. На мой взгляд, это получилось, и опять я убедился, что сам формат, в данном случае, вертикальный, обладает динамикой.
Одновременно с портретами Ольги и Артема я писал "портрет" Вацлава Нижинского. Это человек-миф и, когда я его задумал, то не собирался писать его похожим, хотел написать очень условно. Но когда начал работать, само отношение к деталям привело меня к острому желанию написать так, чтобы Нижинский узнавался.
Здесь я вспомнил о всех своих идеях относительно того, как должен писаться портрет. Я работал с большим количеством фотографий, с типом такого лица.
Есть очень много описаний, воспоминаний о Нижинском, он ведь был очень характерный, многие сравнивали его со зверьком, с пантерой, с рыбой, называли япончиком за его раскосые глаза. Его характер и его замкнутость нашли отражение в портрете.
Я вспоминал Рембрандта, в некоторых его образах присутствуют признаки синдрома дауна, странные глаза, характерные черты -- для меня это такой знак особенности, неотмирности человека... Обложился фотографиями Нижинского и пытался постичь анатомию его головы, его особенности, форму лба, как ко лбу расположены глаза, форма носа, как устроены губы. Это изучение позволило мне создать его образ.
Картина построена на игре плоскости и объема, в этом портрете я попытался передать свое ощущение от театра и от танца. Для меня это ощущение сказки, когда находишься под воздействием чар искусства, от всего вместе: от танца, от музыки, от декораций. Так что получился портрет-картина, к чему я обычно и стремлюсь.
https://www.facebook.com/artistAndreyRemnev/
https://www.instagram.com/andreyremnev/
Еще портреты кисти Ремнева (кликабельно)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →