И раскрасили в "глазоломный камуфляж", чтобы он был менее заметен через перископ вражеских подводных лодок, и трудно было определить его курс и скорость.
Вот как это выглядело, любопытная картина.
Arthur Lismer. "Olympic with Returned Soldiers". 1919.
Потом он снова вернулся на туристические маршруты и плавал аж до 1935 года.
А вот лайнер "Мавритания" в аналогичной боевой раскраске.
Художник Burnell Poole.
"Мавритания" тоже была из числа тех самых роскошных межокеанских лайнеров, как и "Титаник", для миллионеров, аристократов (см. "Дживс и Вустер", "Пуаро" и т.д.).
Во время Первой Мировой (и Второй тоже) эти корабли государство реквизировало и приспосабливало под военные нужды - госпитали или солдатские транстпорты. Разумеется, если хозяева успевали вывезти всю ценную мебель -- это значит, владельцам повезло... так случалось не всегда. Вот такие роскошные интерьеры подчас изничтожались.
Салон первого класса "Мавритании" (в мирное время, конечно).
Вот фото "Мавритании" в камуфляже.
Прямо маскарадное трико арлекина
А вот смотрите, дальше самая знаменитая картина на тему этого корабельного камуфляжа. Очень стильное ар-деко, на первый взгляд, получается. Но на самом деле, оказывается, тут еще и вортицизм (такой английский футуризм). Интересная штука -- в нем отметились и Джейкоб Эпстайн, и Эзра Паунд.
Автор картины сам работал на флот и разрабатывал эти иллюзионистские дизайны камуфляжа.
Edward Wadsworth,
Dazzle-ships in Drydock at Liverpool, 1919
А теперь вы знаете, что на самом деле тут нарисовано
by Edward Wadsworth
еще гравюры этой серии тут
by the way, как раз абстракционизм в эти 1910-е годы и нарождается.
Собственно, вот этого камуфляжа бы и не изобрели, если б художники не начали экспериментировать с кубизмом, нефигуративной живописью и тем, что она делает со зрением.
Схема вариантов раскраски
отрывок из интересной статьи:
Изобретателем камуфляжа Dazzle (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.
Норман Уилкинсон. "Малайя".
Норман Уилкинсон. Dazzled Ships at Night.1918
Норман Уилкинсон. Конвой в Ла-Манше.
by Edward Wadsworth
Началось, впрочем, все еще на суше.
"Справедливости ради нужно сказать, что пальма первенства в вопросах камуфляжа принадлежала французам. Французский художник Люсьен-Виктор Гиранд де Скьево был назначен главным специалистом по камуфляжу в французской армии. В 1915 году он возглавил специально созданный «Отдел камуфляжа». Он говорил о своей работе: «Чтобы полностью деформировать объект, мне пришлось использовать средства, которые кубисты используют для его представления».
К концу войны в «Отделе камуфляжа» работали уже около 3000 художников. Среди них были импрессионисты, символисты, кубисты, авангардисты и сюрреалисты. Кроме художников были и зоологи и эмбриологи. 15 камуфлёров погибли на фронте" (как писал на днях обожаемый мною mi3ch
Кстати, камуфляж-хамелеон изобрел в 1930-х, как считается, другой авангардист -- русский эмигрант Баранов-Россине, но это отдельная тема.
Неизвестный художник
American Troops Embarking, Southampton
by John Lavery, 1918
Я люблю вообще рассматривать картины про Первую Мировую войну (европейские; у нас некому их было писать. кто помер, кто стал писать про Гражданскую). Если их много смотреть, то видно, как художники, сформировавшиеся при настоящей реалистической живописи (ни шагу ни влево, ни вправо), внезапно осознают, что выразить вот этот весь ужас войны средствами старого доброго реализма никак не получается.
И они начинают биться, как в силках.
Талантливые ищущие уходят в авангард, а средние мастеровитые (у меня по тэгу этому в основном они) находят свои, подчас очень интересные выходы. А иногда и не находят, но видно, что старый путь зашел в тупик, ведь уже есть фотография.
Troops Embarking at Southampton for the Western Front, 1917
by John Lavery
Художник Leonard Campbell Taylor
Herculaneum Dock, Liverpool, 1919
(Заметьте, какое сильное влияние японской гравюры в этом рисунке)
"USS Leviathan" escorted by "USS Allen"
by Burnell Poole 1918
A convoy, 1918
by Herbert Barnard John Everett
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ослепляющий камуфляж
- UPD: серия фотографий из лаборатории американского флота по разработке камуфляжа времен ПМВ в Вашингтоне.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestritamustard
July 14 2017, 17:36:18 UTC 7 years ago
Я удивилась, что никто из комментаторов не вспомнил о расчленяющей окраске у животных (зебра/тигр/леопард и т.п.), хотя очевидно, что идея такого камуфляжа взята именно оттуда.
Сейчас полезла смотреть в википедии, а оказывается, что идея расчленяющей окраски вообще пришла в голову художнику Эбботу Тайеру и он про это написал вместе с сыном целую книгу, как раз за несколько лет до начала первой мировой. В уже приводившейся ссылке про него есть, хотя книга зачем-то названа "детской".
http://www.lki.ru/text.php?id=6185&print
В том, что это вполне себе внушительный труд, можно убедиться по ссылке с pdf книги
https://ia600303.us.archive.org/35/items/cu31924022546406/cu31924022546406.pdf
Поскольку чувак не был биологом, он сделал много спорных утверждений и над ним много смеялись, но всё равно вклад свой внёс.
(Хотя, если почитать вики, создаётся впечатление, что вопросами окраски животных вообще занимались как-то ну не очень интенсивно. После книжки Тайера следующий серьёзный труд только в 1940 г ).
ну и к развитию военного камуфляжа Тайер тоже приложил руку.
Удивительное для меня сочетание трёх таких разных областей знания.
------------
А у вас не было случайно постов про создание эффекта объёма (выступающие/заглублённые) в живописи за счёт цветовых и световых пятен? Или это что-то очень тривиальное и всем и так известное?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →